Главная Статьи Волжские Кон-Тики

Волжские Кон-Тики


 «Кон-Тики»  (Kon-Tiki) – плот из бальсовых бревен, на котором Тур Хейердал и пять его спутников совершили путешествие в 1947 году по маршруту миграции предполагаемых предков полинезийцев  из  Южной  Америки  (согласно  теории Хейердала). «Кон-Тики» был оснащен прямоугольным парусом, кормовым веслом и двумя параллельными рядами швертов  (досок, торчащими из дна плота вниз и исполняющими роли и киля, и руля), что полностью соответствовало конструкции плотов, на которых инки совершали задокументированные  океанские  путешествия  протяженностью до 50 морских миль.

– Когда и как родилась идея автономного плавания? Когда  был построен первый корабль?

– Я открыл для себя Дельту Волги в 2001 году, когда с двумя товарищами приехал на одну из многочисленных баз по путевке, купленной в Москве. Это было в начале июня, на пике паводка. Прозрачность воды в местах, показанных  нам егерем, не превышала 1,5–2 метров, да и рыбы было не слишком много. Через пару дней я немного разобрался в гидрологии того участка и стал сам выбирать места для подводной охоты. В результате  прозрачность  воды доходила до 4 метров, и я добыл сазана на 16 кг, мои товарищи тоже удачно поохотились. В день отъезда наш егерь, видимо, решил нам сделать подарок: показал довольно большую заманиху (участок открытой воды) в трех километрах от базы с прозрачностью воды до 6 метров, где мы получили огромное удовольствие от охоты. Выводы, которые я для себя сделал после той поездки (если основная цель поездки – подводная охота), таковы:

1. Продолжительность поездки должна быть не менее 7 дней. Чтобы переменчивый и часто сильный в тех местах ветер, кардинально влияющий на скорость и направление (вплоть до противоположного) течений в протоках и каналах и тем самым влияющий на прозрачность воды, уменьшающуюся до 0,6 метров на разных участках Дельты Волги, позволил уловить оптимальные для подводной охоты дни с высокой прозрачностью и нужным течением.

2. Так как я выезжаю для отдыха от городской суеты и полноценного общения с природой вдали от людей, то предпочтителен «дикий» тур, предлагаемый некоторыми базами, на один из многочисленных островков, обязательно со своей моторной лодкой. На следующий год в конце июня я выехал на ту же базу с женой Зоей, купив «дикий» тур на 10 дней. Мы разбили палаточный лагерь на крошечном островке в районе Колочного канала. Наличие нескольких проток вблизи лагеря, отличная погода без сильного  ветра  и  прозрачность   воды  до  6  метров позволили нам отлично провести время, а мне добыть на тот момент рекордного для меня сома на 40 кг.

После этого было еще две поездки на острова с товарищами по увлечению подводной охотой, с выездом в середине апреля и летом.

Минусами для меня стали привязанность к палаточному лагерю и необходимость ежедневного возврата для приготовления пищи и ночлега, проблема достаточно большого расхода топлива и ограниченность доступной акватории.

Возник  вопрос: как разрешить  эти проблемы? Ответ для меня был очевиден: построить разборный  (для перевозки  на багажнике автомобиля) устойчивый катамаран с малой осадкой для походов по мелководью с палаткой на нем, возможностью приготовления  пищи  и  удобный  для облачения в гидрокостюм.

Так появился мой первый катамаран с двумя раздельными корпусами со встроенными топливными баками на 90 литров, соединяемыми деревянными брусками с настилом из водостойкой фанеры размером 375х220 см, палаткой высотой 160 см, длиной 200 см и подвесным лодочным мотором мощностью 6 л.с.

Катамаран   был  рассчитан   на   двух  человек и 200 кг багажа. Маломощный мотор позволял передвигаться с максимальной скоростью до 10 км/час и становиться на охоту и ночлег в любом понравившемся месте на неограниченное время. Процесс облачения в гидрокостюм оказался гораздо более удобным,   чем   в   лодке   по   причине   устойчивости и возможности  лить сколько угодно воды на палубу при снятии костюма и последующем омовении. Осадка катамарана позволяла передвигаться по раскатам при глубине более 25  см. При сгонном ветре такая глубина на раскатах не редкость.

С тех пор мои поездки в Дельту Волги стали регулярными – два или три раза в год весной с кем-либо из друзей или знакомых, чаще всего с Виктором Носовым из Курска, а летом иногда и жена составляла мне компанию.

– На какое  количество автономных дней рассчитан катамаран, если путешествовать вдвоем? Запас бензина и всего прочего.

– Имеется встроенный бак на восемьдесят литров, еще тридцатилитровый бак стандартный от лодочного мотора. Этого запаса хватает на 220 километров хода. Продукты беру в ограниченном количестве. Кроме фруктов и овощей, такой набор весит не более 4 кг для одного на двухнедельную поездку. Рассчитываю в основном на добываемую для пропитания рыбу.

– Я смотрю,  у вас два мотора.  Это сделано с точки зрения резерва?

– Да. С точки зрения резерва, но еще если вы путешествуете вдвоем, то для глиссирования одного мотора не хватает. Пятнадцатисильный мотор на глиссер не вытягивает. А второй, шестерка «ямаховская», как запасной и поддержка основного двигателя.

– Кроме  Дельты,  где  еще успели побывать на нем?

– Я только что вернулся с ним из Саратова. Там три дня попутешествовал, очень красиво, вода чистая, коряжник – в общем, все замечательно. Одна беда – рыбы нет. Говорят не сезон, куда-то ушла рыба, эхолотом не прощупывается. Послушал страшные истории про двенадцатикилограммовых голавлей, чему слабо верю. Местные говорят, что есть и сом, и судак, но приезжать надо в сентябре. Я загрузился тогда и поехал в места, которые мне более знакомы. А здесь акваторию я знаю от Белинского банка до Вышки.

– Это какие  каналы  получаются?

– Кировский, Никитинский, Колочный, Тишковский  банк. Ну, Белинский для охоты непригоден. Хоть и рыбный, но для охоты не подходит. Это моя восточная граница, а западная граница – за небольшим промежутком между Никитинским  каналом, основной Волгой, этот кусочек я еще не обследовал. Там заповедник и проблема с рыбинспекцией.

– Кстати, а с рыбинспекцией никаких проблем не бывает?

– Честно говоря, не встречал ни разу. Меня уже все знают. И береговая охрана знает. Вот сейчас выписал пропуск на весь сезон в пограничную зону на свою лодку. Если есть желание, то все реально. Конечно, от нашей неуклюжей бюрократической системы никуда не деться, если делать это все тупо по регламенту, то займет дня три. Хотя говорят, что сейчас можно по факсу или по интернету запрос оформить, но как получить эту путевку в руки – не говорится.

– Среди всех банков Дельты Волги какой самый интересный, по вашему мнению,  для подводной охоты?

– Для подводной охоты самый интересный – Тишковский банк. Вот я в позапрошлом году, в июле, занимался подсчетом сомов, ихтиологией такой, натурализмом.  Три дня подряд я разглядывал  сомов. Первый день просто смотрел на них. Второй день я их считал и за три часа насчитал 617 штук.

– Ничего себе!

–   Видимость   была   порядка   шести   метров, т. е. до дна просматривался банк и в стороны. 617 сомов – это не вранье, это совершенно точно. На следующий день за час насчитал порядка двухсот – надоело, поехал в другие места.

– А сколько вообще автономных плаваний уже было?

– В этом году второй раз. С 2001 года уже 18 раз был. Обычно на две недели выезжаю, этого вполне достаточно для смены обстановки и отдыха от городской суеты, да и дома ждут.

– А других бессистемных диких  подводных охотников в Дельте встречали?

– Чаще всего, конечно, встречал системных. Есть туристы, которые останавливаются у местных и у них же берут катер в аренду. Это то же самое, что с егерем рыболовной базы, это не очень рационально, по-моему.

– Какая рыба сейчас самая редкая в Дельте?

– Судака очень мало встречал. На Тишковском банке стрелял его и еще на взморье. Очень необычно было там судака встретить – течения нет, совсем не его место.

– С жерехом  какая  обстановка?

– Жерех есть, встречал и в канале, и на раскатах, кстати, тоже, очень был удивлен этим.

– А амура?

– Амура встречал западнее Колочного банка, но некрупных – килограмм по пять. Толстолобика не встречал ни разу. Белорыбицу тоже, все хотел встретить, изучал литературу о повадках и местах обитания. Бывало, проскакивала, казалось, белорыбица, а оказывалось, что жерех. Осетровых не встречал. Товарищ мой говорит, что видел в районе Белинского банка небольшого осетра. Браконьерами выброшенные головы осетров и белуги – это видел.

– Много?

– Не раз, скажем так.

– Что касается всяких браконьерских снастей, их стало меньше за последние годы?

– В районе Колочного и Тишковского  мало. В прошлом году нашел мой товарищ перемёт – снасть осетровую. Оторвали и на берег выкинули. А так больше ничего не встречали.

– Вернемся  к кораблю.  Во сколько,  в итоге, обошлось его создание,  Вы считали?

– Без мотора ерунда, тысяч двадцать пять или тридцать пять, может быть. Это сделано не из-за того, что это бюджетный вариант и я не могу себе катер купить, но я крайне не люблю на прицепе что-то таскать за собой. Я вот с этой штукой на крыше езжу достаточно быстро – 1400 км от дома до берега за 13–14 часов.

– Какие-то  есть дальнейшие идеи, куда с этой штукой поехать?

– Да, идеи есть. Между Волгоградом и Астраханью попробовать, но, к сожалению, не знаю, что там с прозрачностью воды. В Саратове сейчас до пяти метров, например (июль).

– До пяти метров? Ничего себе!

– Да, на русле, там, где течение есть, шикарно вообще. Судачка видел на  глубине  десять  метров, но стрелять было неудобно – «по кишкам», как мы говорим. Я стараюсь стрелять, чтобы шкурку не попортить – в голову или хвостик, и если нет такой удачной позиции, то я просто не стреляю.

– Расскажите еще про устройство катамарана.

– Корпус в виде доски для серфинга, низкобортный

– он заливается водой, но непотопляемый. Чтобы его потопить, надо больше тонны груза на него нагрузить.

Сделан из склеенных между собой листов из экструдированного пенополистирола и обтянут стеклотканью на эпоксидной смоле. И палатка сделана необычно – поддон сделан из ПВХ высотой по бортам сорок сантиметров с порогом в двадцать сантиметров, получается такое корыто водонепроницаемое, в котором, собственно, находится весь багаж, все вещи необходимые.    Верх   внутренней   палатки   сделан из антимоскитной сетки на каркасе. Верхний чехол снимается, он из «оксфорда» – ткань такая палаточная водонепроницаемая. Если жарко, то верхний чехол скидывается и остаются только сетчатые стены и потолок. Можно наблюдать звездное небо, нежарко, все продувается хорошо. Это мои разработки именно для такого варианта отдыха. Снаряга и газовая плита с баллоном и посудой хранятся в рундуках на палубе.

– А в мире вообще выпускается что-то похожее,  только заводское?

– Если бы было, то проще, конечно, купить, но я не встречал. Когда я рассказывал про цену вопроса

– это без учета потраченного собственного времени. Как-то раз я сделал автомобиль из стеклопластика, когда Советский Союз еще был, и я вот прикидываю, что за полгода времени, потраченного на строительство автомобиля, мог бы заработать при рыночной экономике на «Мерседес».

– А какой смысл был из стеклопластика машину делать?

– Мы в Советском Союзе жили, зарплата 300 рублей, а автомобиль стоил 6–7  тысяч. Сажать семью на голодный бюджет не хотелось, я посмотрел передачу про самодельщиков и подумал, а почему бы и мне не попробовать.

– Кузов полностью пластиковый?

– Были тогда автомобили типа Трабанта с каркасом металлическим, а облицовкой пластмассовой. У меня же все было из стеклопластика, только петли дверные стальные. Такого я больше нигде не видел. Я  слышал, что у болидов формулы один делают из композитных материалов кузов. Но и то, мне кажется, какие-то металлические элементы там есть.

– И пластик держал  все эти нагрузки?

– Да. Я на нем отъездил сто тысяч, потом подарил парню одному, он еще на нем поездил немного. Однажды столкнулся с «Жигулями» – у них мятое крыло, а у моей машины только скол краски. Парень тоже имел  несколько  подобных контактов,  но машина их выдержала достойно, удачный вариант получился. Кстати, крышка кузова моего пикапа тоже сделана мной – такой стеклопластиковый сэндвич с прослойкой из экструдированного пенополистирола. Отлично держит нагрузку от перевозимого катамарана.

– Вернемся  к Вашим  путешествиям.  Одному на две недели с точки зрения психологии – это сложно?

– Мне  нормально, я самодостаточный  человек по натуре. В одиночестве гораздо лучше думается, можно без помех поразмышлять о жизни, полюбоваться природой. По жизни привык все делать по возможности сам.

– Продолжим тему автономности. Вы вели натуралистические подсчеты сомов, а что еще занимает ваш день? Вы проснулись, и что дальше?

– Я проснулся, позавтракал. Чай, мюсли с медом, сухофрукты, ем курагу, инжир беру с собой, финики, пару кусочков сыра с галетами. Потом иду плавать, наблюдать. Задача не просто пострелять рыбу, я стреляю, только если вижу рекордный экземпляр для меня, либо то, что мне надо для еды. Вот когда я считал сомов, этих 600 штук, за две недели, что был в Дельте, я в сомов стрелял два раза – один килограмм на пятьдесят, другой килограмм на сорок. Первого я туристам отдал – в воде он казался большим, а оказался всего на 50 кг. Иногда, когда есть настроение, окуней на спиннинг могу половить – ловишь и отпускаешь. Негуманно, конечно, им губы блесной рвать, но процесс ловли весьма увлекателен. Плаваю часов до двенадцати, стреляю рыбу себе на обед. Стреляю обычно пару карасиков, жарю их ребрышки, а на уху – либо окуней и щук, либо сазанчиков маленьких таких, вот это мой обед.

– Примус?

– Плита газовая, не примус. Баллон вот десятилитровый, его хватает где-то на три недели. А ужин опять же легкий: пиво «нулевка» безалкогольное и сыра кусочек.

– А вода не портится за две недели?

– Воду сейчас я перестал с собой брать, купил фильтр хороший бактерицидный хитрый, т. е. набираешь бутылку воды, прокачиваешь ее, там груша такая специальная, ну и кипятишь потом – за 10  минут 5 литров. Сколько можно воду возить с собой? Беру с собой пятилитровую банку обычно для того, чтобы попить, если что, бывает, как в это лето, почти вся вода в Дельте протухла от небывалой жары.

– Какие  еще есть хитрости для людей, которые захотят повторить Ваш путь? С чем Вы столкнулись? Обо что укололись?

– Поначалу меня иногда штрафовала береговая охрана, потому что раньше вообще нереально было пропуск какой-то получить. Путевку дикого рыбака продавали три-четыре базы и находились они не всегда в том месте, где хотелось бы отдохнуть. Ну, короче, приезжаешь – тебя ловит береговая охрана, штрафует, и ты продолжаешь дальше путешествовать.

– Штрафуют на сколько?

– 500 рублей раньше было. Закон есть закон, надо его соблюдать. Есть реальные способы легальной охоты – купить у рыболовной базы тур дикого рыбака. За 600–650 рублей в день покупаешь путевку, и они предоставляют весь комфорт в камышах с комарами. Еще большая проблема – это ориентирование: всюду камыш, ориентиров кое-где вообще нет, в особенности если облачно и солнца не видно, течение меняется вплоть до наоборот. Я наблюдал такие моменты, когда в Тишковском банке вода шла вверх с такой же скоростью, с какой она обычно идет в море, начинает дуть сильная «моряна», и вода в каналах или останавливается, или прет обратно. Надо GPS-навигатор обязательно с собой иметь, ведь здесь не бываешь каждый день. Егеря, которые здесь каждый день ездят, тоже порой втыкаются куда-то. А так, если проходы есть какие-то, это все надо помечать, тогда проще гораздо жить. Точки опять же, где рыба была, где вода чистая и так далее.

– Насколько  у Вас большой массив данных по этим GPS-точкам?

– Приличный есть по этому региону. Я делаю точки, которые мне интересны, а не для общего пользования. Еще, что я могу посоветовать тем, кто пойдет по моим стопам, это скачать «google earth». Я оттуда просто скачиваю фотографии тех регионов, которые меня интересуют, и распечатываю эти фотографии, потом точки переношу, которые мне интересны. Кстати, по вашей статье позапрошлого года про Дельту я решил по Никитинскому банку пройти ту самую «Веркину дырку», поискать еще что-то такое и пошел спускаться по Никитинскому банку. Вправо смотрю – тупик, тупик, тупик... Заезжаешь  туда, а там деревьями завалено, вода  стоячая,  приходилось  возвращаться  назад. В ту поездку я проехал пятьсот километров по Дельте.

– Пробовали только в теплый сезон или в холода тоже?

– У меня ранний выезд был 13 апреля, кстати, в компании из пять человек с известным охотником Афоником Виктором. Я организовывал стоянку, мы с лодками и палатками ехали на остров. Приехали вечером, заночевали, просыпаемся – наледь на лодках. Немного экстремально. Но в ту поездку я сома на 50 кг застрелил на взморье, было шикарно, температура уже градуса 22, вода 8 метров – в общем, завершилась поездка исключительно. На мой взгляд, оптимально попасть на начало сброса воды с волгоградской плотины, но  трудно угадать, когда этот сброс будет – то в конце апреля, то в начале мая, а в этом году, по-моему, вообще зимой все слили и не было паводка практически никакого. Обычно с первого мая или числа с 25  апреля здесь уже нормально, но опять же все от погоды зависит. Если на базе живешь – то это одно дело, оделся, приехал в баню, а здесь – надо воду греть, обливаться, целая история.

– Из чего стреляете?

– У меня два самодельных пневмата и два итальянца Mares Cyrano, восьмидесятка и семидесятка, хорошие ружья, если убрать лишнее из них. Я их все разобрал, собрал, они регулятором боя задушены. Я все лишние детали убираю, и получается совсем хорошее ружье. Сома на полтинник я, кстати, из Cyrano застрелил.

– Спасибо за  увлекательную беседу и удачи в новых путешествиях!