Толстолобик в Сибири
Сибири наступила весна. Прилетели птички. По дорогам весело побежали ручейки. Всю неделю ходил как на иголках, часто поглядывая на весеннее пригревающее солнце. Дело в том, что охота на Оби в районе города Новосибирск возможна только зимой и ранней весной ниже плотины ГЭС, а с наступлением весенних паводков Обь теряет прозрачность и становится непригодной для подводной охоты. За предыдущие вылазки мне так и не удалось раздобыть стоящего трофея, попадались налимы и судаки до 3 кг, а так хотелось завершить зимний сезон взятием чего-нибудь эта кого, тем более предпосылки были – видел трофейный экземпляр судака, но взять не удалось.
И вот бесконечная рабочая неделя наконец-то начала подходить к концу, охоту я наметил на воскресенье, уговорил друзей поехать со мной, поболеть за меня и пофотографировать. За пару дней до выезда полностью разобрал пневматическое ружье, проверил состояние ствола, поршня, прокладок. Убедившись, что все нормально, поменял смазку и аккуратно все собрал. Накачал ружье сверх обычных 25 кг до 30 кг по напольным весам. Настало воскресенье. Проснувшись спозаранку, выглянул в окно: погода так себе, переменная облачность и северный ветер. Обзвонил друзей, и через час мы выдвинулись. Путь до места – всего 25 км. По пути проехали Новосибирское водохранилище, на льду увидели множество рыбаков за занятием подледной ловли. Но путь мы держим не туда, нам нужна открытая вода, а это только ниже плотины ГЭС.
И вот мы на месте. Нырку предшествовал ритуал намыливания и надевания куртки на свежем воздухе. Вылитый в костюм кипяток быстро остывал, поэтому, не мешкая, раз – и куртка надета. Ласты, ремень, ружье приняты из рук оруженосцев. Зайдя в воду по грудь, надеваю маску, делаю пару дыхательных упражнений, и вот я уже поплыл. Лицо обожгла холодная вода, сегодня она была +0,5 градусов. Наметил план нырять по ранее разведанному маршруту. Не теряя времени, сразу взял курс на фарватер реки. Ныряю раз, другой, третий, слежу по прибору, как растет глубина, через какое-то время нахожу яму глубиной 6 метров. Нырнув, иду на глубину. Впереди темновато, глаза медленно привыкают к сумеркам. Когда картина прояснилась, ОБАЛДЕВАЮ: оказывается, я попал в стаю мелких судачков-карандашей.
Судачки кинулись врассыпную, ну и пусть плывут малыши, им расти еще да расти. Окрыленный увиденным, продолжаю разведку акватории. Прошел час охоты, ничего стоящего я не встретил, потихоньку начал подмерзать – 5-мм гидрокостюм и 3-мм неопреновая рубашка сверху в ледяной воде не способствуют долгой охоте. При очередном нырке замечаю понижение грунта, впереди яма!
Замедляюсь, встаю поперек течения, потихоньку крадучись спускаюсь в яму. Вдруг из толщи воды против течения выплывает крупная рыбина. Дистанция около двух метров, на грани прозрачности воды. Заметив меня, рыбина начинает менять курс. «Медлить нельзя, ближе не подпустит!» – говорю себе я. Целюсь в голову, выстрел, секундное затишье, потом мощный рывок, сработал амортизатор на ружье. «Попал!» – пронеслось в голове. И тут вспоминаю, что я человек, а не земноводное, и мне нужно дышать. За глотком воздуха всплываю на поверхность. Осматриваюсь. Натянутый линь говорит мне, что рыба загарпунена и находится внизу. Как ее доставать? За линь тянуть не решаюсь, вдруг сойдет, наконечник гарпуна всего лишь трезубец для некрупной рыбы. Остается за ней в глубину нырнуть и поймать руками. Нырок. Первая попытка неудачная, рыбина ходит кругами. Второй нырок. Хватаюсь руками за ее тело и так, в обнимку с рыбой, всплываю на поверхность. Уже после всплытия, на поверхности, рыба показала свой характер, стала биться и вырываться. Поняв, что в таких условиях, да еще и на течении мне не удастся посадить ее на кукан, пришлось так и плыть с рыбой в обнимку до берега.
На берегу ждали мои друзья-оруженосцы. Когда я вышел на берег, все стали разглядывать добычу, никто не знал, что это за рыба. И тут один из друзей воскликнул:
«Так это же толстолобик! Я его видел в Ростове, но в Оби он не водится. Тут ему холодно!» Подивившись, я попытался вытащить гарпун из головы толстолобика, оказалось невозможно – трезубец намертво засел в теле. Так и пришлось рыбину положить в сумку и поехать домой. Подъехав к дому, мы сделали обмер и взвесили рыбу. Толстолобик потянул на 6,6 кг, а длиной оказался 86 см!
Я позвонил знакомому рыбаку, у которого рыбацкого стажа свыше 40 лет, и рассказал о поимке толстолобика, на что получил разумный ответ: «Такого не может быть, эта рыба в Оби не живет!» Поспорили. Впоследствии, увидев фотографию, он только покачал головой: вот уж диво, так уж диво, это действительно толстолобик...