Главная Статьи Охота по-Волгоградски

Охота по-Волгоградски

0.jpg - Охота по-ВолгоградскиПрежде чем рассказать о своей волгоградской эпопее, будет не безынтересно вспомнить, что этому предшествовало. Предшествовали же этому две абсолютно без успешные мартовские поездки в Краснодар и на раскаты в дельту Волги. В Краснодарском крае в день нашего прибытия рванул ураганной силы ветер, который дул трое суток, превратив азовские лиманы, каналы и все прочие водоемы в мутные лужи. А в дельте Волги в одном из самых рыбных банков, граничащем с Казахстаном, рыбы мы совсем не нашли. За три дня активной охоты и поисков втроем мы не увидели ни одного сазана и даже ни одного карася! Причина в данном случае была простой – очень поздняя весна, поэтому рыба просто еще не вышла из мутных проток в раскаты. В те же самые дни годом раньше мои друзья Олег и Алексей брали сазанов до 17 кг весом, а более крупные просто обрывали лини и уносили стрелы.

И вот наступил апрель. На этот весенний месяц в примерном плане моих дальних путешествий на подводную охоту значилось: Казахстан. Стали мы с Сашей Кочубеем «прокачивать» это ближнее зарубежье, и выяснилось, что в конце апреля там может быть очень заманчивый вариант с чистой водой и серьезной рыбой. Рисковать и потом «пролетать» для нас не в новинку, но казахстанский вариант требовал солидной денежной суммы для своей реализации, и мы ре- шили, что в этот раз «риск не оправдывает средства». Стали искать другие варианты. Из Баку был звонок: приезжайте, сазан пойдет толпой, в траве гуляет крупная кефаль, есть и кутум. После нескольких звонков и переписки по электронной почте картина уточняется: сазаны пойдут чуть позднее, кефаль в этом году тоже пока никто не видел, а кутумы, пока вода холодная, «тусуются» на большой глубине. Все ясно, ищем что-то другое.   Как    раз    в    это    время Александру пишут из Молдовы, приглашают на охоту: «У нас в водохранилище рыбы «лом», но видимость метр-полтора. В реке прозрачность всегда великолепная, мет ров 5–7, но с трофеями поскромнее». «Метр-полтора» Кочубею для съемок не годится, а «5–7» – это просто сказка. Мы уже прозвонились на вокзал и выяснили расписание поездов, как вдруг приходит сообщение из Кишинева: «Видимость в реке около двух метров». Стоп, машины, опять отбой, и мы снова озираем просторы СНГ на предмет возможной экспедиции. А время поджимает. И тут, должно быть, указующий перст свыше направляет наши взоры на главную российскую реку Волгу, точнее, на город-герой Волгоград и его подводных охотников. Сразу три источника дают нам схожую и благоприятную информацию: «Ниже плотины вода очень чистая, а уж серьезная рыба в таком месте всегда имеется». Все, решено: едем немедленно! Экскурсионный автобус, загрузив нас со всеми пожитками  в свое комфортабельное чрево, за 15 часов доставил пассажиров на автовокзал города. Там нас уже ожидал начинающий волгоградский охотник Владимир Дубина, взявший на себя заботы по обустройству столичных гостей. Не успели мы расположиться в его квартире, как начали подтягиваться другие охотники, дабы предложить нам план действий. Уже через час мы ехали на какой-то заветный залив с чистой водой и затопленными баржами. Все именно так и оказалось: и вода прозрачная  (около 5 метров), и затопленные баржи. К сожалению, рыбы (окушки – не в счет) не было ни под баржами, ни среди бревен до глубины 7–9 метров. На всю компанию добыли одного небольшого сазанчика, который оказался в тростниках на метровой глубине. Но мы все равно остались довольны прозрачностью и подводными видами затопленных судов. Любитель ночных охот Владимир уговорил Кочубея понырять ночью вблизи Волжской ГЭС. Изрядно уставший с дороги, не спавший ночью, Александр согласился еще и потому, что очень хотел испытать новые фонари, сделанные на заказ для съемки камерой. Я, будучи холоден к ночной охоте, отказался и предпочел пойти выспаться перед предстоящими охотами. «Утро вечера мудренее» не мной придумано. Как выяснилось на следующий день, крупной рыбы нашим ночным охотникам не встретилось, но была исключительно прозрачная вода, а новые фонари показали себя просто отлично. Самая крупная рыба – судак на 2 кг 800 г.После обеда к нам приехал представитель клуба подводных охотников «Бестер» Геннадий Вайнорович, отставной военный летчик и уже опытный подводный охотник. За своей машиной он тащил лодку с мотором, которая и помогла нам в районе города проверить несколько интересных мест охоты. Первое, от чего мы буквально завизжали от удовольствия, – исключительная прозрачность воды. На мелководье в горизонталь – метров 8–9, а то и все 10! Словно в море, а не в реке. Надо сказать, что все дни нашего пребывания там были солнечными и теплыми, что добавляло подводной красоты и удовольствия от простого плавания. По приметам, известным Геннадию, мы нашли большой по площади завал, который находился не у берега, его выдавала небольшая рябь на гладкой поверхности. Состоял он из пиленых бревен различной толщины и длины. Зрелище впечатляющее! Однако рыбы мы не нашли, точнее, ее просто не оказалось в завале. Чтобы обследовать его повторно или в третий раз, приходилось уплывать под самый берег на глубину полметра - метр, где течение почти останавливалось, плыть вверх, затем поперек струи смещаться до уровня завала и отдаваться течке. Весь маневр следовало завершить до завала, чтобы за время, когда вас донесет до бревен внизу, успеть восстановить спокойное дыхание и быть готовым к нырку. Обследовав завал, мы запустили мотор и направили свою лодку через протоки к противоположному берегу. Здесь вдоль острова, теперь уже под самым берегом, в воде выстроились подводные леса. Когда с глубины 6–7 метров с одного комля поднимается вверх десяток стволов, обросших ракушкой, смотрится это очень красиво и для охотника многообещающе. Буквально в первом же таком дереве мы находим небольшого судачка, приличных окуней и толстеньких карасей, именуемых волгоградцами «душманы». Течение здесь было вполне умеренным, и Саше удалось поснимать карасей. Когда мы окончательно вытаскивали лодку из воды, уже смеркалось. Главная охота состоялась на третий и четвертый день нашего пребывания в Волгограде. К ней подготовились серьезно, задействовали три машины и две лодки, а руководство операцией взял на себя клуб подводных охотников «Бестер» в лице его председателя Андрея Трофимчука  и двух самых активных членов Алексея Климова и уже нам знакомого Геннадия Вайноровича. Полтора часа пути в сторону Астрахани, и вот мы уже выбираем подходящую полянку среди деревьев на берегу Волги - матушки. Безветренная солнечная погода добавляла радости от осознания полного погружения в охоту – это когда ныряние, стрельба и рыба сочетаются с созерцанием подводных и надводных красот, когда душа раскрывается до предела, хочется петь и плясать от ощущения абсолютного охотничьего счастья. Судя по лицам, не только я, но и все участники экспедиции испытывали похожее состояние. Поэтому выгрузка, спуск на воду лодок и облачение всех в гидрокостюмы  прошли быстро и организованно.

1.jpg - Охота по-Волгоградски«Секретные» места охоты находились в 20 минутах хода от нашего лагеря на 15-сильных моторах. Вдоль   берега   на   расстоянии 8–10 метров от суши из глубины всюду торчат ветки и стволы. Течение уже у края завалов сильное. Узнав о таких условиях охоты, я сильно пожалел, что оставил дома катушку, но меня ребята выручили: выдали во временное пользование арбалет с тремя кольцевыми тягами и большой катушкой. Именно из этого ружья в прошлом году Алексей взял сома на 100 кг, причем стрелял он в хвост, и 8-миллиметровая стрела, пробив позвоночник, пошла по нему вдоль. Монстр был окончательно обездвижен. Заряжать такую фузею, учитывая то, что последние 40 лет я охочусь только с пневматами, было непросто. Лично мне такая охота, то есть среди бревен при хорошей (не менее трех метров) видимости, очень нравится. Там за каждым бревном, за каждым скоплением веток ожидаешь цель, причем это могут быть и относительно небольшие окуни, язи и голавли, и самые огромные сазаны, щуки, судаки и сомы. В этих завалах я тут же обнаружил язей, но как представил себе перезаряжание своей пушки, так желание стрелять полуторакилограммовых рыб пропало. В какой-то момент, когда я находился на глубине метров пять и метрах в трех от края завала, передо мной вывернулся амур. Я сразу узнал его по светлой чешуе и стремительной фигуре. Резко развернуть свое неуклюжее оружие не получилось, и стрела настигла рыбину в последний миг, ударив ей в хвост. Я видел, что попадание было не из лучших, поэтому сразу же отпустил катушку и только потом стал всплывать. Судя по тому, что линь стремительно разматывался, а ружье дергалось, контакт с амуром все еще сохранялся. Потом я подумал, что пора рыбину останавливать, и зажал катушку, обернул линь пару раз вокруг горизонтального ствола и повесил ружье, а сам ухватился за торчащий снизу сук и стал восстанавливать дыхание. Увы, это не очень-то получалось. Сук был внизу на расстоянии вы- тянутой руки, и удерживаться за него на течении можно было, а вот всплывал, меня отнесло метров на восемь, так что пришлось быстро-быстро грести к завалам и пробираться вверх в поисках ружья. Потом было еще три погружения, каждое все дальше и дальше по натянутому линю. Амур лежал на боку под кучей веток, каким-то образом зацепившихся на чистом песчаном дне. Просунув сквозь них руки, я ухватил рыбину за глаза одной рукой, другой – стрелу и рванул наверх. Линь все равно держали ветки, и он тормозил мое всплытие. Из последних сил, преодолевая сопротивление линя и течение, мне удалось дотянуться до крайних стволов. Зацепился локтем, но что дальше? Вот бы третью руку! Кое- как, используя обезьянью изворотливость и остатки аналитического мышления, мне удалось отцепить кукан, посадить на него амура и повесить его на дерево. Стрелу при этом постоянно тянуло вниз и в сторону открытой воды.

Отпускать мне ее не хотелось, так как был уверен, что сядет она якорем как раз там, откуда я извлек свой трофей. Поэтому я поступил иначе: нырнул и пошел от стрелы по линю, дошел до карабина и, расцепив его, всплыл со стрелой в руках. Затем вернулся к ружью, отцепил его и спокойненько смотал весь распущенный линь на катушку. Снова прицепил стрелу на карабин. Все. И оружие мое в полной боевой, и добыча пристроена.

Минут через пять после эпопеи с амуром, пробравшись через этот же завал в сторону берега, на трехметровой глубине совсем просто взял сазанчика килограммов на 6–7. А тут и товарищи подкатили и взяли меня на борт. Объединившись со второй лодкой, вся команда пустилась в обратный путь. В нашей общей добыче были амуры (один на 20 кг), сазаны и сом, тоже на двадцатку. Где-то по 1–2 рыбины на охотника. И аборигены, и мы остались охотой очень довольны. Кочубей то- же немало наснимал под водой. Палатки устанавливали уже в темноте, составили походные столы, извлекли купленную снедь. Узнав, что на берегу собралась добрая компания, к нам подтянулись еще охотники из Волгограда на двух машинах и с очередной лодкой. Как в таких случаях говорят: «Вечер прошел в теплой дружеской обстановке».

Охота следующего, субботнего дня была под вопросом. Дело в том, что в пятницу в середине дня начали сброс воды из Волгоградского водохранилища, а это означало взмучивание воды до полного отсутствия прозрачности. За сутки и даже раньше муть могла дойти и до нашего места охоты. Но, к счастью, этого не случилось, и утром мы с радостью обнаружили такую же прозрачную  воду. Охота второго дня проходила в новом, тоже очень красивом и перспективном месте. В добыче снова были амуры, сазаны (один на 11 кг), пара судаков и несколько язей. Как ни странно, язя в Волгограде считают очень вкусной рыбой. Что нам с Кочубеем очень понравилось, так это умеренность в добыче, характерная для наших новых друзей. Все члены клуба «Бестер» нацелены на трофей и часто охотятся по принципу: «Один выстрел – одна рыба». Понятно, что в значительной степени это обусловлено изобилием этих самых трофеев, но охота при этом сложнее, чем в той же дельте Волги или в нашей средней полосе. Итак, главными особенностями охоты по-волгоградски были наличие течения и солидные, по речным меркам, глубины.

При высокой прозрачности, на которую нам как раз повезло, и то и другое не столь трудно преодолевается и не слишком опасно. Но, к сожалению, большую часть охотничьего сезона видимость в Волге намного хуже, она может опускаться до метра-полутора. Вот при такой прозрачности, если не знаешь хорошо подводные препятствия, течение легко заносит охотника в завал или рыбацкие сети. Беда еще и в том, что после каждого паводкового сброса воды эта подводная обстановка может кардинальным образом меняться: там, где был завал, его как ветром сдуло, а в другом, прежде чистом месте легко можно налететь на бревно или завал из бревен.

2.jpgСамое же страшное (это тоже, кстати, является особенностью охоты по-волгоградски)  – угодить в «порядок». «Порядком» называется браконьерская самоловная снасть на осетровых рыб, устанавливаемая на дне и на течении. Через каждые двадцать сантиметров – огромные острейшие крючья. Нет ничего ужаснее, чем налететь на эту снасть. Среди нас был охотник, который именно так потерял друга, кстати, опытного охотника. Он получил такое психологическое потрясение, что три года потом не мог залезть в воду и заниматься любимой подводной охотой. Небольшая прозрачность воды и наличие течения вынуждают использовать залежку как основной метод охоты, поэтому у местных охотников навыки к длительной задержке дыхания намного выше, чем у основной массы охотников средней полосы России.

Уезжая из Волгограда в родную столицу, Александр вез ворох отснятых кассет, я – бесценный опыт.