Главная Статьи Учить или нет?

Учить или нет?

0.jpg - Учить или нет?Каждый из нас когда-нибудь чему-нибудь учился. Опыт получения знаний есть. Конечно, он порой достаточно противоречив, но никто не будет отрицать, что если хочешь чего-то добиться в каком-либо  роде деятельности, обучение – штука крайне важная и нужная. Нет сомнений, что такое непростое дело, как подводная охота, даже для начального освоения тоже требует немалого количества занятий и упражнений. Сегодня интерес к подводной охоте и в России, и в других бывших советских республиках очень большой. Соответственно вопрос, как правильно «войти» в это дело, занимает большинство начинающих. Кто-то интересуется, зачем учиться, кто-то спрашивает, чему и как учат,где и почем и т.п.

Какие здесь могут быть варианты?

Можно, к примеру,  заниматься стихийным самообучением, идти путем  проб и ошибок, а можно «по науке» под руководством опытного специалиста. И то и другое имеет место быть, и тут каждый сам может (и должен) выбирать для себя приемлемую форму в соответствии со своими склонностями и возможностями. В этом номере мы постараемся рассказать об обучении подводной охоте в классическом  понимании этого слова, а именно: обучение как передача знаний по определенной системе от учителя ученику или от преподавателя студенту, это как кому больше нравится. Поговорим о том, почему и зачем люди приходят занимаются в различные клубы и школы. А в следующем номере попробуем собрать информацию о большинстве центров обучения и более подробно рассмотреть, чему и как в них учат. Я, имея определенный опыт преподавания подводной охоты и фридайвинга, постараюсь подробно осветить эти вопросы.

1.jpg - Учить или нет?Начну с несколько неожиданного и парадоксального утверждения: по большому счету, научить человека подводной охоте нельзя, этому можно  только научиться.  Это как вождение автомобиля – можно объяснить начинающему устройство транспортного средства, показать, как нажимать и двигать рычажки и педали, описать возможные ситуации на дороге, но прежде чем он сам не наездит определенное (и очень приличное) количество километров, водителем не станет. Он будет участником дорожного движения. Так же и в подводной охоте. Только регулярный труд сможет сделать «из обезьяны человека» – то есть из туриста, посещающего водоемы в гидрокостюме, ластах, маске и с ружьем, специалиста по добыче рыбы под водой. Слишком большим объемом знаний и навыков должен обладать человек, чтобы быть хорошим подводным охотником. Обычно я говорю начинающим: чтобы приблизиться к статусу хорошего подводного охотника, нужно года 2–3 постоянных выездов на разные водоемы. Возникает резонный вопрос: «А что такое хороший подводный охотник?» Ответ на него я для себя сформулировал однажды следующим образом: хороший подводный охотник тот,  который может найти рыбу практически в любом водоеме. Заметьте, именно найти: выследить, вычислить, увидеть и, может быть, подстрелить. Не всегда обнаружение  рыбы гарантирует ее дальнейшее перемещение на кукан – можно не успеть выстрелить, может оказаться большой дистанция, можно увидеть уже только «уход» рыбы и т.д. и т.п. Можно банально промахнуться, но все же у хорошего охотника количество промахов должно стремиться к нулю. Естественно, суть данной формулировки не надо доводить до абсурда: бывают изредка случаи, когда, как говорится, обныряешься, но ничего приличного не увидишь, да и попадаются водоемы вообще без рыбы. Однако «подвоха», считающего себя хорошим специалистом по добыче рыбы под водой, такие случаи должны сильно настораживать и огорчать. Нужно делать выводы и учиться дальше. Настоящий охотник никогда не скажет вам, что он все знает, все умеет и для него под водой нет никаких секретов.

Всегда обнаружится что-то новое, необычное и непроработанное, поэтому учиться подводной охоте можно (и нужно) всю жизнь.

2.jpg - Учить или нет?Так зачем же тогда садиться за парту? Что специальные занятия могут дать потенциальному ученику? На мой взгляд, основные задачи  курсов по подводной охоте – дать человеку некий начальный набор навыков и знаний,  используя которые он сможет в дальнейшем  более-менее  самостоятельно совершенствоваться, направить его в нужную сторону, помочь избежать характерных для начинающих ошибок.

Итак, вы задумались о том, не пойти ли вам потренироваться, поучиться подводной охоте. Здесь в первую очередь необходимо определиться, что вы хотите получить от процесса обучения. В принципе, потенциальных «студентов» можно разбить на две категории: те, кто вообще плохо себе представляет, как охотиться под водой, и те, кто уже какое-то время пытался заниматься этим замечательным делом, но понял, что чего-то ему не хватает, что-то не получается так, как хотелось бы. И тем и другим есть, что почерпнуть у опытных специалистов. И если первым нужно изучать все «от и до», то вторые могут сосредоточиться на какой-то отдельной теме или отдельном навыке.

Так какая все же практическая польза от курсов? В первую очередь, это экономия ресурсов. Опыт показывает: при самостоятельном освоении каких-либо тем и элементов в подводной охоте практически невозможно  обойтись  без ошибок, непродуктивных затрат сил, времени и денег. А чего-то вы и вообще никогда не узнаете и не поймете без общения со специалистом. Во-вторых, даже не отработав в полной мере какой-либо специальный навык, необходимый для правильного ныряния и успешной охоты, вы будете знать, как грамотно это делать, к чему стремиться. Здесь необходимо время и постоянная практика. Конечно, если вас не пугают сложности самостоятельного освоения подводной охоты и вы не собираетесь серьезно ей заниматься, а хотите просто раз в год в отпуске побаловаться с ружьем на метровой глубине курортного водоема, то тогда обучаться, наверное, не стоит. В противном случае походить на специальные занятия смысл есть.

Так что же все-таки преподают на курсах подводной охоты?

Я рассмотрю главные темы, которые, на мой взгляд, должны включаться в программу обучения.

Основное, что проходят на всех существующих курсах, – это, конечно, грамотное ныряние и задержка дыхания. Понятно, что если ныряльщик не чувствует себя под водой (да и на воде) комфортно, если сразу после нырка ему хочется обратно «на воздух», если он не может погрузиться на глубину хотя бы метров 6, если он хаотически и конвульсивно двигается, ломится, как слон, по подводным кущам и чащам, то какая уж тут охота. Без умения правильно пользоваться маской, трубкой и ластами, грамотно готовиться к нырку и задерживать дыхание хорошего охотника из вас не получится. Даже такой, казалось бы, простой элемент, как продувка ушей, может оказаться непростым для освоения. Если вы не знаете, как нужно работать ластами, чтобы производить как можно меньше шума, как правильно плыть по поверхности и под водой, да и просто уходить под воду, чтобы как можно меньше пугать рыбу, как в процессе охоты экономить свои силы и кислород, постоянных хороших результатов не ждите. Отработка этих навыков и составляет основную часть практических занятий.

Конечно, большинство тех, кто приходит на обучение, в первую очередь жаждут увеличить время задержки дыхания. Для многих достижение приличных результатов в этом вопросе представляется весьма проблематичным и даже чем-то заоблачным. На самом деле при определенном системном подходе к обучению можно за 4–5 походов в бассейн «натаскать» человека так, что прогресс будет очень значительным. Достаточно объяснить, как правильно готовиться к задержке дыхания, вентилироваться, как грамотно вести себя во время нахождения под водой, несколько раз потренироваться с использованием  специальных упражнений, и личные достижения растут, в большинстве случаев, очень существенно. По своему опыту могу сказать, что среднестатистический результат по задержке дыхания, показываемый отзанимавшимися,  составляет  около 3 минут  в статике  и  1,5 минуты  в динамике.   При  этом обычно неважно, практиковался человек раньше в нырянии или нет. Не нужно, думаю, долго объяснять, что навык хорошей задержки дыхания может существенно расширить ваши возможности в охоте на реальном водоеме.

Конечно, условия занятий в бассейне могут сильно отличатся от естественных, но начальные навыки лучше всего приобретать и отрабатывать именно там. В бассейне новичка не отвлекают течения, волнение воды, не мешают водоросли и кусты, он не путается в снаряжении, там обычно светло и тепло. Да и ездить далеко за город не нужно. Есть возможность  сосредоточиться только на освоении определенных навыков, а инструктору хорошо видны все ошибки и неточности, которые нужно корректировать и исправлять. Научившись более-менее грамотно выполнять основные элементы в бассейне, гораздо проще освоиться в обычном водоеме. Но, конечно же, «на природе» подводному охотнику понадобятся не только навыки плавания, ныряния и задержки дыхания.

Как я уже говорил, основная идея обучения новичков состоит в том, чтобы помочь человеку не наделать в начале пути ошибок и дать ему верное направление развития. В первую очередь это касается покупки снаряжения. Грамотно сориентироваться в сегодняшнем изобилии товаров для подводной охоты даже имеющему какой-то опыт подводнику непросто, что уж говорить об абсолютном «чайнике». К примеру, какой-нибудь дядя Вася, сосед по гаражу, скажет, что ружье «АВС» российского завода по производству пылесосов – это лучший «девайс» всех времен и народов, и человек потенциально попал на деньги.  Не  секрет,  что  в  отдельных торговых  точках продавцы при отоваривании клиента руководствуются принципом «лишь бы что-нибудь продать»: нет ласт «YX» – на тебе ласты «XY», это ведь тоже супер-пупер товар. Задачей инструктора является рассказать, какое вообще снаряжение используется в подводной охоте, в каких случаях, какие есть плюсы и минусы у различных моделей. На грамотно организованных курсах у обучающегося есть возможность  попробовать те или иные виды снаряжения: понырять в разных ластах, пострелять из разных ружей, померить костюмы и маски. Ведь в силу специфических физиологических особенностей каждого человека может оказаться, что ему, например, не подходит маска или ласты, которые большинству нравятся. Или он для себя поймет, что ему больше по душе стрелять из пневматики, а не из резинки (или наоборот). Лучше, если это выяснится на бортике бассейна, а не на берегу водоема, куда человек уехал «оттянуться» за тридевять земель. Да и освоение навыков правильного использования подводного оружия – его снаряжение, заряжание, основные приемы стрельбы, пристрелку – лучше начать попробовать и отрабатывать заранее под руководством тренера-инструктора. Хорошо, если курсы все это предусматривают.

К сожалению, в бассейне нет возможности пострелять рыбу, но начальные знания о методах и приемах охоты тоже будет неплохо получить у опытных специалистов, хотя бы и в теоретической форме. Сведения об основных принципах поиска рыбы, стрельбы по ней, правильного поведения после попадания в нее гарпуна на реальной охоте только помогут. Знания об особенностях подводной охоты на пресных и морских водоемах, на разные виды рыб в разных условиях, о различиях зимнего и летнего сезона тоже не будут лишними. Конечно, без практики, без реальных выездов на охоту этого недостаточно, но осваивать практику, имея определенный теоретический фундамент, гораздо проще.

Тема практических занятий на водоемах интересует всех обучающихся чуть ли не в первую очередь. Здесь есть определенные сложности. Включить в программу обучения стандартный выезд на подводную охоту непросто. Например, вы пришли заниматься зимой или в данный момент нет подходящего водоема с достаточной видимостью. Не каждый из группы готов и может ехать, условно говоря, «завтра» на речку или озеро за 100 километров от дома. Поэтому конкретная подводная охота, или, как говорят в дайвинге, «занятия на открытом водоеме», обычно не включается в стандартную программу обучения. Это может решаться в индивидуальном порядке. Обычно у клуба и тренера, который проводит курсы, существуют специальные организованные выезды, есть определенные условия участия в них, и «студенту» нужно принять решение о том, подходит ему это, будет он участвовать или нет. В этом плане хороши были бы выездные учебы, к примеру, на недельку дельту Волги или на Черноморское побережье, но пока такая практика на регулярной основе не существует.

Кроме тех основных тем и навыков, напрямую связанных с охотой, которые занимающийся может (и должен) почерпнуть, очень важным моментом является безопасность  на подводной охоте и около нее. Вариантов поступков, событий и случаев, которые могут не только навредить здоровью охотника и окружающих, но и привести к непоправимым последствиям, множество. Знать и иметь представление о том, как их избегать, предотвращать и что делать в критической ситуации, просто необходимо. К сожалению, в последнее время растет количество трагических случаев.

Очень часто их следствием становится пренебрежение элементарными правилами поведения на воде и под водой, поэтому без занятий по технике безопасности курсы обучения подводной охоте, на мой взгляд, проводиться не должны.

Вот основные теоретические темы и практические занятия, из которых может и должна состоять основа курсов по подводной охоте. Конечно, в разных российских (и не только) школах есть свои темы, варианты (формы) и системы преподавания. Кроме того, могут быть разные ступени обучения: для тех, кто только пришел в подводную охоту, и для тех, кто хочет изучить и освоить нечто конкретное, повысить свои способности. Есть разные специальные курсы, например, по глубоководной охоте на тропических морях. Да и акценты в соответствии с территориальным расположением клуба могут быть сделаны на разных типах охоты. Главное – чтобы вы получили адекватные знания и навыки.

Кроме структурной основы курсов, то есть совокупности знаний, которые они должны вам дать, большое значение имеет фигура посредника между обучающимся и предметом обучения. Естественно, речь идет о преподавателе (тренере, инструкторе, наставнике). Можно, конечно, попытаться освоить науку экстерном, т. е. изучить (проштудировать) соответствующую литературу. Но все же предпочтительней заниматься с преподавателем, так как, во-первых, отдельного учебного пособия по подводной охоте не существует, во-вторых, с тренером процесс идет лучше и быстрее. Хороший тренер, как хороший врач, должен иметь индивидуальный подход к «пациенту»: кому-то нужно прописать одно лекарство, кому-то другое. Какое упражнение лучше дать, на что обратить в данный момент внимание, что конкретно нужно делать конкретному человеку, чтобы он грамотно и быстро освоил какой-то элемент или навык, – в этом и состоит тренерское искусство. Количество одновременно занимающихся в группе не должно быть большим – максимум 4–5 человек, иначе трудно на воде уделить внимание каждому и адекватно контролировать, что человек делает. Кстати, еще одна и очень важная, по моему мнению, задача наставника: привить своим подопечным определенный взгляд на подводную охоту. Объяснить, что это не добыча рыбы любой ценой в огромном количестве, а особый образ поведения, самореализации, своя философская система общения с природой на основе взаимного уважения.

3.jpg - Учить или нет?В заключение несколько слов о специальных орг. вопросах. Если говорить об обучении (и не только подводной охоте) на каких-либо курсах, то в классическом понимании этого процесса существует некий системный  подход к  передаче  навыка  и  знаний (т. е. каждая следующая группа занимающихся обучается по той же программе, что и предыдущая) и определенная стандартизация (когда все клубы и школы учат примерно одному и тому же). И если первое в нашем деле более-менее неплохо, то второе пока «хромает». Здесь есть объективные причины – разнообразие условий подводной охоты трудно подвести под четкие стандарты: в разных регионах и странах разные водоемы, повадки и виды рыб, разные традиции и законодательная база и даже разные потребности и возможности у охотников. Есть и субъективные причины – низкая активность преподающих и неопределенность государственного регулирования этих вопросов. Поэтому в России и, насколько мне известно, в других сопредельных странах официально утвержденной, зарегистрированной госорганами программы обучения нет. Плохо это или хорошо, покажет время. Мне лично представляется, что не очень хорошо хотя бы из тех соображений, что пришедший обучаться человек должен подразумевать, что его будут учить правильным и нужным вещам. Пока же главный гарант этого – общественная репутация тех или иных курсов и преподавателей.

«Мы все учились  понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь…»   А.  С. Пушкин