Главная Статьи Подводная охота Река Сазанка с уважением к лещу

Река Сазанка с уважением к лещу

Часть отпуска я решил провести на небольшой речке с красивым названием Сазанка расположена она в левобережье Волги напротив города Саратова – приток Волги, петляющий по огромной территории города Энгельса. Бесчисленное количество проток, заливов и островков. Любимое с детства место, где мы всей семьей отдыхали на турбазах, ловили рыбу, где я впервые испытал самодельное подводное ружье – этакий неуклюжий самострел из дерева размером с батон и стрелой из сварочного электрода. Естественно, никакой рыбы ими добыто  не  было,  но  о  тех  днях остались самые теплые воспоминания! Сазана, конечно, в реке Сазанке практически не осталось, но любая другая волжская рыба попадается, причем весьма успешно. Заливы, коряжник и перепады глубин дают возможность неплохо поохотиться (во всяком случае, так утверждали мои знакомые). Сам я не бывал в этих местах очень много лет и решил съездить туда на несколько дней. Теплым сентябрьским утром выехали на двух катерах, выбрали живописное место, разбили небольшой палаточный лагерь. Погода изумительная, до боли знакомые места, настроение отличное даже несмотря на то, что старенький мотор на моем катере добрую половину пути изображал умирающего: кашлял и постоянно забывал, что у него два цилиндра, а искра ему и вовсе не нужна. В завершение всего метров за сто до берега «Вихрь» два раза хрюкнул и заглох окончательно.

Недалеко  от  нас  причалила древняя надувнушка, ощетинившаяся удочками, с рыбаком посередине. Мужичок в пиратском прикиде  (старый  тельник  и черная бандана на голове) подходит к нам, извиняется: у него села батарейка на телефоне, а позвонить очень нужно. Разговорились, и я спросил про его улов. Он говорит, что не очень, немного леща да бершики. Подходим с ним к его лодке – в садке лежит пяток бершей (причем пара из них тянет на вполне зачетного судака) и десяток калиброванных лещей, все крупные, как на подбор! И это называется плохой улов? Мужик ответил, что в былые годы бывало получше. От звонившись, он резво отчалил на своем залатанном «Нырке» в сторону города. Красавцы-лещи напомнили мне о первых встречах с этой шустрой рыбой.

В начале увлечения подводной охотой лещ оставался для меня недоступной «добычей». Конечно, небольшие подлещики изредка появлялись   на   моем  кукане,  но  о серьезном (и стабильном) трофее можно было только мечтать. В то время моим грозным оружием была сороковушка РПП, причем без всякого апгрейда, не считая пенопласта под стволом.  Невысокие технические характеристики (плохому танцору всегда что-то мешает) не давали возможности полноценно охотиться на скоростного и пугливого леща. После перехода на ружье «Пирометр» ситуация немного изменилась, дальность и резкость выстрела увеличились, но прицельность иногда подводила (лично у меня из-за тугого спуска и сильного подброса). Зачастую хитрый лещ легко уворачивается от летящей  на  него   стрелы,  просто ложится на бок или делает мгновенный разворот. Основным способом охоты для меня был «квадратно-гнездовой» метод, или активное исследование акватории. С упорством танка я прочесывал каждый уголок водоема в надежде наткнуться на желанную  рыбу.  Впоследствии, когда перешел на ружье с задней рукояткой (и арбалет), процент «попадания» в леща заметно вырос, но наверняка сказались приобретенные опыт и навыки. Читая книги о подводной охоте, на практике пытался закрепить знания. Я стал чаще использовать засадный метод охоты  (который,  кстати,  бывает весьма результативен). Но в любом случае, из большой лещовой стаи очень сложно подстрелить более одной рыбки (сматываются они с огромной скоростью!). На глубине мне всего несколько раз удавалось взять  неплохие  экземпляры,  но, скорее, это были единичные случаи. Основной (результативной) охотой на леща для меня являются тихие заводи, причем чем меньше там будет течение, тем лучше. Неплохо, если рядом есть местечко и поглубже, ну а в густой траве неподвижно стоящий лещ является совсем легкой  мишенью.  Но,  согласитесь, стрельба по плывущей рыбе приносит гораздо больше азарта и адреналина! До сих пор охота на эту рыбу остается для меня интересной, увлекательной и зачастую непредсказуемой (как, впрочем, и любая другая охота). Одна из таких встреч с лещом произошла как раз на реке Сазанке.

После беседы с рыбаком  сомнений в «успехе нашего предприятия» не оставалось, и ребята на втором катере, вооруженные кучей спиннингов и «закидушек», смылись на рыбалку, предвкушая кучу рыбы. С ними мне ехать не хотелось, ковыряться  с «уставшим» мотором не хотелось вдвойне, и после обеда я просто отплыл от берега исследовать ближайшее к нашему лагерю озерцо. Прозрак оказался    неплохим,    около    двух метров, и я плыл, наслаждаясь красотой подводного леса. Просторные аллеи между густых зарослей рдеста смотрелись просто потрясающе.  Сразу  пожалел,  что взял пневмат, а не арбалет, но возвращаться на берег уже не хотелось.  Дно  достаточно  твердое, обильно поросшее ракушкой, местами попадаются большие заиленные участки. Глубина метра два с половиной, на солнечных полянках снуют деловые окуньки, резвятся стайки мелкой плотвички. Красота, да и только! Переплыв протоку, утыкаюсь в небольшой камышовый островок, со всех сторон окруженный мелким коряжником. Начиная осматривать  незнакомое место, замечаю крупного язя, запоздало стреляю, рыба показала хвост. Стрела с противным стуком впивается  в  основание  коряги, линь безвольно повисает на ветках. Бубня себе что-то под нос, выдергиваю гарпун и вижу, что линь практически перерезан в двух местах осколками ракушки. Из кармашка на поясе достаю запасной, срезаю старый и быстренько привязываю  новый. Запасной  линь был очень толстый и жесткий, но это лучше, чем вязать узлы. Линь на ружье давно требовал замены, но лень матушка родилась, видимо, раньше меня! Закрепив  наспех, не поставил  амортизатор.

«Да и бог с ним»,  подумал я и начал прочесывать местность.

Углубляюсь метра на полтора в тростник, осматриваюсь. На самой кромке зарослей мелькает тень, затем еще одна и еще! То справа, то слева. Лещ, целая стая! Не двигаясь, исподлобья наблюдаю за рыбой, ожидая наиболее крупный экземпляр. Стая сворачивает прямо на меня, и я оказываюсь в окружении большой группы. Выбрав наиболее  «матерого»,  жму   на спуск. Выстрела нет, курок не поддается, стоит, как влитой. Давлю сильнее – безрезультатно, как будто припаяли! Рыба, словно почуяв свою безопасность, совсем обнаглела. Вся стая затеяла неторопливый   хоровод   вокруг    меня!

Отборные красавцы под два килограмма проплывали всего в полуметре от меня параллельно друг другу, подставляя свои широкие бока! Самое время одним выстрелом взять сразу парочку! Ружье безмолвствовало, я тихо матерился (лещ,  видимо, посмеивался). Спустя  несколько   секунд  стая скрылась в непролазных тростниковых дебрях. Отгребаю на более мелкое место, осматриваю ружье. Делаю выстрел, спуск очень тугой, но  все-таки  получилось.  Из-за  сильного натяжения жесткого линя лине сбрасыватель блокировал спусковой крючок, делая спуск тугим, а порой совсем невозможным! Да еще и закачал накануне «под завязку» (в надежде на встречу с сазанчиком!). Перевязав линь, уменьшил  натяжение, поставил амортизатор, и работоспособность «Темпеста» возобновилась. Часовой поиск ушедшей рыбы не дал никаких  результатов. Покружив еще с пол часика, взял щучку килограмма на четыре. Возвращаясь к лагерю, заметил илистый участок с характерными струйками мути. Такое я видел не раз, наверняка где-то  рядом кормится  лещ, но времени не оставалось, хотелось засветло осмотреть мотор. Через час после моего прибытия подъехала наша вторая «чисто рыбацкая» группа. У ребят улов был не очень: три подлещика и два маленьких судачка. Да еще и спиннинг утопили, ротозеи! В общем, выгружались в немного расстроенных чувствах (но источая «тонкий» водочный аромат). Мотором заниматься уже не хотелось (после нырялки как-то не в кайф), и я решил, что утро вечера мудренее, тем более ребята обещали помочь. Вечер прошел в теплой и уютной обстановке, у костра с ушицей под «мирное» пение комаров (куда ж без них!). Расползаться по палаткам народ стал далеко за полночь. Сентябрьское  небо,  усыпанное звездами, поражало своей глубиной и величием. Спать не хотелось совсем. А употребление спиртосодержащей жидкости (исключительно для дезинфекции организма) как нельзя лучше способствовало нашему слиянию с природой.

Утром (ближе к полудню), выбравшись из палатки, я увидел на пороге заботливо оставленную баночку пива. Девчонки хлопотали у костра, по всему острову распространялся стойкий запах подгорелой каши. Узнаю, что ребята уехали к знакомому мотористу в город Энгельс. Раздумывая, пить или не пить пиво, подхожу к своему катеру. Обнаруживаю мотор без колпака и с полным отсутствием карбюратора. Вопрос о пиве отпал сам собой. Звоню парням, узнаю, что они сейчас приедут и привезут мне новенький карбюратор. Мой, дескать, совсем уж никуда не годится. На вопрос: «Зачем вы сняли старый (и вообще, какого?..)» я не получил вразумительного ответа, на том конце слышались радостные возгласы и звон стаканов. Я понял, что карбюратор будет не сейчас, а в лучшем случае – далеко не потом! Почесав в  затылке,  пошел завтракать. Часа через два снова позвонил  ребятам, на этот  раз трубку взяли, похоже, с трудом. Пообещав мне, что все будет хорошо и жизнь прекрасна (им уже было, видимо, очень хорошо!), на  том конце трубки икнули, и связь прервалась. При повторной попытке позвонить трубку никто не взял. Сильно я не волновался, парни хоть и «дурные на всю голову», но надежные и опытные. Вынашивая «планы мести», помаялся еще с часок, затем решил сплавать до ближайшего островка. И вот, бороздя просторы вчерашнего заливчика, я вновь натыкаюсь  на стаю леща, правда, гораздо меньшую по размеру. На этот раз рыба не оставила мне ни единого шанса, внезапно появившись, так же быстро растворилась на кормежку в редком камыше. Не долго думая, я проследовал в том же направлении. Относительно бесшумно двигаюсь между редких стеблей, высматривая знакомые силуэты. Ружье под собой на изготовке, времени для прицеливания наверняка не будет. Выруливающий с вытаращенными глазами красавец был встречен всей огневой  мощью  с расстояния двух метров! Пересаживаю леща на кукан, начало обнадеживающее! Двигаясь в густой траве, был рад, что отгрузился в небольшой минус, что позволяло мне, практически не прилагая усилий, погружаться на малой глубине. Спустя некоторое время стало ясно, что не все так радужно, как показалось сначала. Рыбы не было! Она, конечно, была, но щучка и мелкие подлещики с язьками на данный момент не представляли никакого спортивного интереса! Меняю направление и направляюсь  в  сторону  небольшого свальчика. Может, с судачком повезет, либо еще кто попадется. Делаю небольшую залежку на краю, держась за коряжку. С трудом всплываю подышать, лишний свинец на поясе сразу дает о себе знать. Да еще и ласты на мне короткие  для охоты в траве на «меляке». На следующем нырке погружаюсь немного глубже и брякаюсь пузом о дно – перегруз! Так дело не пойдет, надо или на мелководье плыть, или снимать лишние грузы. Плыву потихоньку в сторону берега, никого не трогаю, да и трогать то особо некого – пустыня, да и только. В небольшой песчаной промоине возле крохотной веточки притаился судачок. Посмотрел на меня скорбным взглядом и рванул, как ужаленный, прочь. «Ну и бог с тобой, все равно хилый какой-то», – всплывая, успокоил я себя. Сделав еще несколько контрольных нырков в надежде обнаружить судака, погружаясь, оказываюсь прямо перед крупным лещом. Я не рассчитывал на эту встречу, поэтому пролетел мимо рыбы в направлении дна, а лещ, тихо радуясь, смылся.

Перебравшись    на   мелководье, опять оказываюсь рядом с уже знакомым островком. Движение впереди плавно принимает очертание леща. Щелчок, и рыба бабочкой закружилась на стреле. Очень даже неплохой экземплярчик! Отправляю трофей на кукан, осматриваюсь. Еще несколько подлещиков, обогнав меня, на предельной скорости прошмыгнули в травянистый участок. Я вздрогнул от неожиданности, выстрелить, естественно, не успел.

 

Так, лещ идет на кормежку  с глубины, рассредоточивается  на небольшие группы. Но почему вчера при прочесывании  травы я не смог его обнаружить?  Обычно у меня такая тактика срабатывала на сто процентов, но в этот раз рыба как будто испарялась в небольшом островке, вплотную прилегающем к берегу.

Захожу в заросли и иду напролом, забираясь все глубже. Воды практически  по колено, куда же мельче? Но тут камыш становится более редкий, глубина прибавляется, и я обнаруживаю небольшой проход, соединяющий два озерца, шириной около трех метров и глубиной по пояс. Проплываю небольшую проточку и оказываюсь в соседнем заливчике.  Так вот куда уходит лещ! Глубина резко увеличивается  метров  до  двух, ландшафт дна ничем не отличается от предыдущего.  Справа  боковым зрением замечаю движение, стрелять бесполезно, лещ, «озираясь», сматывается. Еще один пулей вылетает из протоки и уходит в залив. Меняю тактику, возвращаюсь немного назад и делаю засаду на входе в озерцо. Не прошло и пяти минут,  как   мимо  меня  вальяжно проплывает парочка откормленных лещиков. Далее охота напоминала старинный игровой автомат «Морской бой», когда стрельба велась по силуэтам военных корабликов пунктиром из подсвеченных лампочек (в моем детстве это было вершиной технического прогресса в области развлечения).

Лещ меня, естественно, не видел, а я, дождавшись удобной позиции, сделал выстрел. Минут за тридцать мой кукан украсили еще шесть зачетных рыбин. У меня хватало наглости выбирать наиболее крупных особей. Больше я стрелять не стал и, пробравшись тем же путем обратно, вернулся на берег. В лагере застал наших «горе-механиков», которые, виновато пряча глаза, хлопотали у мотора. Они с  «гордостью» сообщили мне, что новый карбюратор не нашли, но старый в целости и сохранности доставили  и  водрузили  на  место. Глядя на их припухшие физиономии, я понял, что ругаться с ними бесполезно. Вечером лещи были благополучно отправлены в коптилку, а холодное пиво и красивый закат уже не делали предстоящий ремонт мотора таким уж удручающим событием.

Ранним утром, пока все спали, я решил осмотреть двигатель катера. Глотнул из термоса кофейку, разложил аккуратно инструменты (моторист я «не очень», но посмотреть могу). Причина недомогания мотора была выявлена довольно быстро: окислился бронепровод и засорился  топливный жиклер  в карбюраторе (хотя «спецы» из нашей команды вынесли ему крайне суровый вердикт). На всякий случай почистив свечи, я завел движок. Радостный рев «Вихря» и мое громогласное  «Ура!» послужили сигналом к подъему всего лагеря. Когда я заглушил мотор, из палаток уже слышались голоса (местами с непечатными выражениями), и народ нехотя стал выползать наружу. Следующие два дня пролетели незаметно. В дальних заливах и протоках Сазанки была взята разная рыба – язи, небольшие судаки и окуни, щуки было много, но стрелять ее не хотелось. В день отъезда домой попались даже два сомика. Правда, сазана мы так и не нашли (если честно, не очень- то искали), но отдохнули здорово. К «лещовой» протоке с «морским боем» я больше не возвращался. Это была «легкая добыча», и мне показалось нечестно устраивать засаду на него еще раз. Ведь лещ (как и любая другая рыба) для нас, охотников, в первую очередь достойный противник. И относиться к нему    с    уважением     считается хорошим тоном. Тем более что мы «воюем» на его территории!

Желаю всем удачи и добрых рыб!