Голавль

Голавль принадлежит к семейству карповых. Тело голавля удлиненное, покрыто довольно крупной чешуей с темными ободками по краям. Голова массивная с большим конечным ртом, слегка сплюснутая сверху, похожая на голову кефали. Спина имеет темно-зеленый оттенок. Грудные плавники оранжевые, брюшные и анальный – красные, хвостовой и спинной – почти черные. Часто имеет темное пятно за жаберной крышкой. Вырастает голавль до очень солидных размеров, есть свидетельства поимки рыбин до 8 кг, но обычный размер «среднерусского» голавля – 1–1,5 кг при длине 30–40 см.

Водится голавль в равнинных, предпочтительно быстрых реках, реже в озерах Европейской части России, Прибалтики, Белоруссии, Украины, Молдавии. На Кавказе и Закавказье распространены более мелкие подвиды голавля. Нерестится преимущественно порционно, в южных районах в конце марта и апреле, в средней полосе – с конца апреля до конца июня. Икра мелкая, оранжевого цвета. Обычные места нерестилищ – каменистые или галечные перекаты с быстрым течением. Отложенная икра приклеивается к каменистой основе. Проклюнувшиеся мальки быстро растут: уже на втором году жизни могут достигать веса 400 г, причем самки почти вдвое крупнее самцов.

Про голавля в атласе-определителе рыб (автор Н. А. Мягков, изд. Просвещение, 1993 г.) написано про голавля: «хищник». Хотя в любой книге про любительскую рыбалку мы эту рыбу найдем в разделе «мирные рыбы». Почему такое разночтение? Попробуем разобраться. Вот что говорят об этом словари. «Хищник – животное или растение, ловящее и поедающее других животных, служащих объектами питания»;

«Хищничество – питание животными, бывшими живыми вплоть до момента их превращения в пищевой объект». А вот что пишет Владимир Даль: «Хищный, о звере, птице – плотоядный, похищающий добычу свою на пищу силою, поедающий других животных». Ключевое слово – «СИЛОЮ». То есть хищный образ жизни предполагает активную силовую борьбу с добычей. Исходя из этого, голавля, как, впрочем, и язя, леща, красноперку и сазана, нельзя отнести к разряду чистых хищников, несмотря на то, что все эти «мирные» рыбы во взрослой половине своей жизни не прочь подкормиться живыми мальками. И все же крупный голавль благодаря особенностям своего строения (крупный конечный рот, быстрое торпедо образное тело) переходит практически полностью на хищный образ жизни, питаясь не только мелкой рыбешкой, но и лягушками, и мышами.

У голавля основной орган, принимающий участие в отыскании пищи, – зрение. Этим и объясняется то, что для него основными местами обитания являются чистые прозрачные реки. Именно в них эта рыба достигает своих максимальных размеров. Подводный охотник, плавая в такой небольшой речушке, не должен расслабляться: встреча с голавлем на 1,5–2 кг совершенно реальна. Но увидит он его не где попало: у этой рыбы есть свои излюбленные места стоянок и места охоты.

Начнем с того, что голавль вполне дневная рыба. То есть активность у него начинается и заканчивается при свете дня, а ночью он мирно дремлет где-нибудь под ветками у самого дна. Искусственного света не боится, поэтому ночная охота на него с фонарем спортивного интереса не представляет. Пожалуй, самыми любимыми местами стоянки мелких и средних голавлей являются прибрежные кусты, часть веток которых погружена в воду. Как раз в этих ветках, точнее под ними, и стоят голавли. Загляните под куст, постарайтесь забраться через переплетение веток под самый берег. Здесь, где глубина измеряется единицами сантиметров, может стоять хороший экземпляр. Иной раз он находится на такой глубине, что спинной плавник торчит над водой.

Нередко приходилось стрелять голавлей, стоящих в траве. Если ближайшие родственники нашего героя, язи, выбирают всегда высокую траву, под которую охотнику еще как-то можно подлезть и осмотреться, то голавли забираются под такую, которую быстрое течение прижимает и стелет по самому дну. Если под ней не обнаруживается кусок спины или хвост рыбины, то траву приходится раздвигать кончиком стрелы. Голавль, если его не задеть ненароком, стоит до последнего. Впрочем, и в высокой траве (рдест, кувшинки) голавли тоже прячутся. Мне памятна охота в уютной и прозрачной речушке Урга, что в Нижегородской области. Голавля в этой речке много, но самых крупных я находил именно на ровном дне посередине реки под травой.

Другим характерным местом стоянки голавлей являются переплетения веток и стволов упавших и утонувших деревьев. На реке Свапа в Курской области много таких мест – глубоких и сильно закоряженный, – где рыбу не взять ни сетью, ни электроудочкой. Возможно, поэтому там до настоящего времени встречаются экземпляры до 2–2,5 кг. Находясь на глубине 3–5 метров, голавли зорко следят за тем, что несет им река в верхних слоях и на поверхности. Охотника они тоже замечают сразу же и очень шустро разбегаются. Нашей добычей в таких случаях может стать тот экземпляр, который где-то тут же забился под корень или ствол дерева. В отличие от язей, которые, разбегаясь, прячутся неподалеку в траве, испуганных голавлей обнаружить получается гораздо реже.

Опять же, при сравнении этих двух рыб, и охотниками, и традиционными рыболовами-любителями замечено, что голавль намного более осторожная и пугливая рыба. Из личной практики могу сказать, что видеть под водой гуляющих или кормящихся язей мне доводилось много раз, а вот голавлей – что-то не припомню. Это наводит на мысль, что голавли обнаруживают нас всегда намного раньше, чем мы их. Вот с берега любоваться плавящимися по поверхности голавлями удавалось не раз.

Обычно несколько крупных рыбин почти без движения стоят в тени склоненной над водой ракиты. Обнаружив такую волнительную для любого охотника картину, я быстро оказывался в воде и с ружьем наперевес по течению «бесшумно», глядя во все глаза, наплывал на отдыхающих рыб. Увы, ни разу их даже увидеть не удавалось! Потом разворачивался, повсюду шарил в поисках беглецов по траве, но, как правило, безрезультатно. Даже обнаружив недалеко под самым берегом спрятавшегося голавля, я не мог бы с уверенностью сказать, что это один из тех, что я видел с берега.

Для подвохов речные завалы – самые «кормные» места. Именно в них мы добываем больше всего сомов и судаков. Если такой завал находится на течении, а под завалом не ил, а песок, то голавли почти наверняка облюбуют такое место. Увидите вы их непременно у самого дна, и при определенном опыте и удаче одного всегда можно добыть. Другое дело, что возле такого хорошего завала частенько не хочется размениваться на голавлей, боясь спугнуть и упустить более серьезную добычу. Когда же завал обследован на предмет этой самой «более серьезной» добычи и вы готовы уделить внимание голавлям, их уже и след простыл.

Голавли – рыбы стайные. Обычно стаи образуются из особей, близких по размеру. Самые крупные экземпляры, как правило, одиночки. Но я не думаю, что под старость эти рыбы становятся эдакими нелюдимами, скорее их просто остается слишком мало. В наших реках голавли при всей своей осторожности и прыти исчезают быстрее, чем многие другие рыбы. Объясняется это тем, что им для процветания нужны прозрачные и незагрязненные реки. А их-то как раз почти не остается.

Не так давно в той же Москва реке голавля было очень много, больше, чем любой другой рыбы. Его не надо было долго искать, достаточно было заглянуть под любой прибрежный куст. И рыбины по 2–2,5 кг были не редкость. За мизерный по историческим меркам срок, 25–30 лет, в этой реке голавлей почти не осталось.

И такая картина повсюду. Повсюду из-за целого ряда факторов, главный из которых – повсеместное, двукратное и больше, помутнение воды. Как же голавлям, особенно их подрастающему поколению, значительную часть рациона которого составляют всякие букашки на поверхности, обнаружить их в мутной воде?

После лета, как и все прочие крупные рыбы, голавли скатываются в более глубокие водоемы. Охота поздней осенью в небольших наших реках становится непредсказуемой: то пусто, то густо. Миграция рыбы идет волнами, в одном и том же месте, например, реки Угра в одни выходные было полно щуки, а через пару дней – полно голавля. А еще через пару дней – полный ноль: прошла волна рыбы. Но активно скатываются только крупные экземпляры, очевидно, потому, что в зимней реке им будет недостаточно корма.

В зимнее время активность голавлей резко снижается, но совсем не исчезает. Это подтверждал еще Л. П. Сабанеев, описывая, как ловили голавлей на Москва реке среди зимы с лодки под Бабьегородской плотиной, где река никогда не замерзала. Я в теплые зимы тоже добывал голавлей на той же Москва реке, Рузе, Клязьме, Пахре, Проне. Правда, это небольшие, не более килограмма рыбины, которых совсем несложно взять на глубине не более метра многозубым наконечником без зацепов. Кстати, пора поговорить о том, как и каким оружием целесообразно пользоваться при охоте на голавля.

При том что сам я уже давно совершенно не пользуюсь трезубцами, при целенаправленной охоте на голавля именно трезубец был бы самым идеальным наконечником. И вот почему. Когда бы мы ни стреляли голавля, он непременно прижат ко дну, будь то в корнях или траве. Стрела с однозубым наконечником, легко пробив цель, входит в грунт и дает раненой и сильной рыбине опору. При не очень удачном попадании голавль может себя разорвать и уйти. (Чтобы этого избежать при стрельбе голавлей и любой другой не слишком крупной рыбы, я ложусь на траву и грунт и стараюсь стрелять параллельно дну.) Трезубец же, пробив рыбу, в грунт глубоко не уйдет, и шансы добыть ее возрастают. Еще хуже стрелять сбоку голавлей, стоящих на самой мели под кустами. В этом случае рыба может оказаться на лине и не получит опоры для схода, однако стрела почти наверняка уйдет глубоко в корни куста. Извлекать ее оттуда – тяжелая, долгая и не всегда успешная работа. То есть и в этом случае трезубец был бы предпочтительней.

Каким должно быть ружье, особой роли не играет. Большая мощь ему не требуется, ибо голавль – рыба не бронированная и мягкая, с больших расстояний ее стрелять тоже почти не приходится. Только с длинным ружьем могут появиться проблемы.

В соответствии с новыми Правилами спортивного и любительского рыболовства имеются ограничения на лов голавлей. В частности, минимальный размер добываемых рыб (расстояние от кончика головы до основания центральных лучей хвостового плавника) в Московской, Владимирской, Брянской, Ульяновской, Тверской, Белгородской, Смоленской, Нижегородской, Пензенской и Саратовской областях – 20 см, в Кировской – 22 см, в Вологодской – 25 см, а в Тульской, Тамбовской, Рязанской, Оренбургской, Волгоградской, Ивановской и Калужской областях таких ограничений нет. Нет ограничений и в водоемах, подпадающих под юрисдикцию Западных и Северных Правил рыболовства, а Правилами Азово Черноморского рыб хозяйственного бассейна запрещена добыча голавля размером менее 28 см. Как-то вразумительно обосновать такие разбросы в ограничениях, особенно в Правилах Волжско-Каспийского рыб хозяйственного бассейна, не удастся даже самому мудрому ихтиологу. Однако выполнять уже принятые нормы мы должны.

Скорее по установившейся традиции и только в информационном плане подобные статьи должны заканчиваться кулинарным разделом. Я бы сказал, в случае с голавлем «содержание не соответствует внешности». Действительно, такой яркий и сильный красавец своими вкусовыми качествами явно не блещет. Мясо у него рыхлое (на жаре голавль портится быстрее других рыб) и нежирное. Даже затрудняюсь посоветовать то или иное блюдо из этой рыбы. Лишь однажды услышал я от охотника, что его жена всем другим рыбам предпочитает голавля. Вроде бы он не шутил... И все же один достойный рецептик предложить могу. Нет, не я, а мой давнишний приятель, подвох и поэт Анатолий Ерёменко.

Не стану я терзать вам нервы Готовим с голавля консервы. Голавль прекрасен, лоб огромен, Упрямый взор, чуть хищный нрав. (Скажите, если я не прав!)

В своих повадках он нескромен, Порой так плещет на волнах, Что мне сома напоминает,
С налёту тонущих сбивает. (Стрекоз и прочих – ах, ах, ах!)
Но как ловить, писать не буду,
Другой пусть пишет (он мудрей), А я, гурман и дуралей,
Возьму блестящую посуду
И голавля еще возьму. Кота соседского Кузьму
Кормить я стану потрохами,
А вам рецепт сложу стихами. Поймайте в речке голавля
С веселой песней «Ой-ля-ля!». Домой несите иль в квартиру Его, всему представив миру.
Затем на кухне чистить рыбу
И потрошить (тут нужен кот, Ведь где-нигде, а кот живет, Не то жена устроит дыбу), Ему отдайте потроха.
Чтобы подальше от греха,
В сомненьях долго не страдайте
И голову ему отдайте.
А голавля порежьте смело
(Как Бог на душу положил),
В кастрюле ряд, пусть неумело, (Я также первый раз сложил) Вы уложите. Масла, специй
И соли в самый аккурат,
Чуть-чуть лаврушки, шарик перца. Ах, да, забыл, ах, виноват,
Вы масло лучшее берите... Теперь кладите новый ряд
И всё по новой повторите, И снова, снова всё подряд.
Уф, уложили. Взять в столовой
Столовый уксус, всё полить,
Для вас, конечно, всё так ново,
И должен я оговорить,
Что уксус лить по норме надо, Грамм пятьдесят на литр (объём), На этом всё – в душе услада.
Теперь над медленным огнём Кастрюлю с крышкою держите. Четыре-пять часов томить
Не торопитесь, не спешите, Не миновать тому, что быть. Но час настанет.
Дышит паром
Кастрюля.
В кухне аромат
Ловили рыбу вы недаром, Добавить можете томат. Ещё томить. Минуты скачут, Гляжу в тревоге на часы,
Уж домовые ложки прячут
И так и сяк вертят носы. Вот всё, готово, разложите
Всё в банки, масло сверх. Свой аппетит угомоните (Вы позже угостите всех).
Зимой ли, осенью ль в день тёмный, Когда мороз, иль слякоть, мгла, Удачи летней отблеск скромный
Достань из тайного угла.
И за консервами за смехом Друзья вам лето возвратят, Поздравят вас опять с успехом
И водку рыбкой заедят.
Ах, да, я должен повторить: Консервы в холоде хранить.

Голавль (лат. Leuciscus cephalus)-также головль, головень — пресноводная рыба из семейства карповых, рода ельцов. Достигает в длину 80 см, вес до 8 кг. Массивная голова чуть-чуть приплюснута сверху, лоб широкий, чешуя достаточно крупная. В боковой линии 44—46 чешуи; есть 8—11 коротких и очень грубых тычинок. Питается воздушными насекомыми, молодью раков, рыб, лягушек.

Распространение

Широко распространен в Европе и Малой Азии. На северо-востоке Европы ареал голавля ограничен Северной Двиной; в Малой Азии — водами Евфрата. В Кубани, Тереке, Куре и других реках кавказа обитает близкий вид — кавказский голавль. В основном обитает в реках, реже в озерах.