Главная Статьи Подводная охота ТИХАЯ СОСНА – река, записанная в книгу рекордов Гиннеса

ТИХАЯ СОСНА – река, записанная в книгу рекордов Гиннеса

Альпы едва ли так понравятся мне, как меловые горы над рекою Сосною
...сельская жизнь имеет для меня прелесть только в Удеревке... Особенно хотелось бы полюбоваться на замерзшую речку, на дым, столбом поднимающийся с деревни
Философ Н.В. Станкевич (на них и похоронен Николай Владимирович, как и завещал)

Тихая Сосна – правый приток Дона, берёт своё начало на юго-восточных склонах среднерусской возвышенности с малого ручейка в степной балке Волоконовского района близ села Покровка. В Красногвардейском районе Тихая Сосна уже походит на реку. Затем она течет через земли Алексеевского района Белгородской и Острогожского – Воронежской областей. На всём своём протяжении подпитывается родниками, ручьями, небольшими речками. Длина реки около 161 км, площадь бассейна 4350 квадратных километра. Средний расход воды в 87 км от устья 5,9 м3/сек. Ледостав с декабря по март. Половодье в марте – апреле, в этот период расход воды достигает максимума – 590 м3/сек.

Райцентр Алексеевка, Белгородской области, стоящий на Тихой Сосне – место изобретения способа получения подсолнечного масла.В то время это слобода Алексеевка, владения графа Шереметьева, в 1829 году впервые в мире Даниилом Бокаревым было получено подсолнечное масло при помощи придуманной им ручной маслобойки. В 1833 году купец Папушин, при участии Бокарёва, в Алексеевке построил первый в России завод (маслобойку с конным приводом) по изготовлению подсолнечного масла. В Алексеевке Даиилу Бокарёву в наши дни установили памятник.

В низовьях, в месте сближения Тихой Сосны с Доном, на правом высоком берегу реки удивительное место – Дивногорье. В 1991 году здесь создан природный историко-археологический музей-заповедник «Дивногорье», территория которого простирается по правому берегу реки, от хутора Дивногорье, до её устья и далее по правому берегу Дона до села Селявное. Среди многих уникальных объектов музея под открытым небом стоит особо отметить: пещерную церковь во имя Иконы Сицилийской Божией Матери в Больших Дивах, археологический комплекс памятников – Маяцкое городище 9-10 в.в.

Откуда река взяла своё название – до сих пор точно не известно. Возможно, что несколько столетий назад на берегах реки и росли сосны, но потом по каким-то причинам исчезли. ТИХАЯ, скорее всего происходит от характера её течения. Когда текла она в соснах, называли ее Сосной, а теперь, когда леса не стало, название толкуют иначе: Тихая Сосна – тихая после сна.

На южную окраину России, в Дикое поле, тогда ещё половецкую степь с ковылями и парящими над ними орлами, бежали от польских и своих панов украинцы, а также невольные и вольные русские люди (в поисках земли), оседали на берегах Тихой Сосны, перекрестно прозывая друг друга хохлами или кацапами-москалями. Сходились и женились при этом, несмотря на некоторую разницу в языке и обычаях.

В историческом прошлом через броды на Тихой Сосне шла Кальмиусская сакма – это была одна из основных дорог для вторжения крымских и ногайских татар в Россию. В 17 веке она была перегорожена Белгородской засечной чертой. На Тихой Сосне были воздвигнуты крепости Верхнесосенск, Бирюч, Ольшанск, Острогожск. Прибрежная земля становилась все более русской, ограждалась от захватчиков валами, заторами, надолбами, засеками – непроходимыми лесными завалами-западнями из подрубленных деревьев – кронами в сторону нашествия. Славяне постепенно укоренялись на обживаемой земле и стояли за неё не на жизнь, а на смерть.

По глубокой и широкой Тихой Сосне проходили в древности торговые ладьи, струги, сторожевые челны. В краеведческом музее Острогожска хранится старинный якорь в рост человека, от старинного корабля. Плавал по реке и сам Пётр I.

О том, какая рыба водилась в Тихой Сосне, и сколько ее было раньше... В 1699 году воронежский епископ Митрофаний писал острогожскому полковнику Ф.И. Кукалю: «Пожалуй, Федор Иванович, прикажи промыслить свеженькова осетрика да белужины свежей. Сим твоим жалованием за то плательщики. А у нас на Воронеже взять и сомины негде». Промыслить осетринки в Тихой Сосне не было проблемой. О рыбе, водившейся раньше в водах нашей реки, я вычитал также следующее. В газете «Сельская жизнь» за 17 августа 1991 года под рубрикой «Самая, самая...» говорилось о том, что в реке Тихой Сосне была поймана самая крупная осетровая рыба. Одной икры в ней было 245 килограммов! А весила она в целом 1227 килограммов!

Поймана была не так уж давно – в 1924 году, за сорок лет до начала мелиорации и строительства на берегах Тихой Сосны заводов и животноводческих комплексов со всеми вытекающими оттуда последствиями. А вот запись о той рыбине в книге рекордов Гиннеса: «Самую ценную рыбу тоже выловили в России – 90 лет назад в реке Тихая Сосна. Это был осётр весом 1 227 килограммов. Находившиеся в его утробе 245 килограммов первоклассной икры стоили бы сегодня 289 тысяч долларов». По Сабанееву, в Дону и составляющих его малых реках водились в прежние времена, точнее, заходили туда на нерест, белуги и покрупнее.

Тихая Сосна – река моего детства. На этой реке я впервые начал заниматься подводной охотой. Эту реку я люблю больше всех остальных рек вместе взятых. Не смотря на свои скромные размеры, и небольшие глубины, охота в ней всегда сопряжена с риском и страхом, а рыба, добытая из её вод, всегда является трудовой и не лёгкой добычей. Экстремальных ощущений добавляет наличие огромного количества ядовитых змей, с которыми приходится сталкиваться повсюду: и на суше и в воде и под водою. Поэтому, заходить в воду и выходить из реки, всегда нужно в местах скопления отдыхающих, купания граждан или хотя бы где располагаются пляжи. В противном случае, если охотник выбирается в безлюдном месте, а особенно на поросший высокой травой берег – он неизбежно встречается с этой гадюкой. Проверенно неоднократно!

Несколько лет назад я охотился в одиночку. Зашел в воду с малюсенького пляжа. Прошел сплавом вниз по течению с полтора километра, развернулся и стал подниматься обратно вверх по течению, заглядывая под густые водоросли и лопухи. Таким способом охоты всегда можно добыть голавля или щуку, но при этом надо быть как можно осторожнее. Закончив охоту, выхожу в том самом месте, где несколько часов назад проходил, и обнаруживаю на своём пути свежую кучку. Наверное, кто-то нагадил, пока я был в воде. Пригляделся внимательнее, и обнаружил крупную гадюку коричневого цвета, свернувшуюся калачиком. А однажды чуть было не наступил босой ногой на неё когда лазил по меловым столбам Дивногорья. Несколько раз встречал гадюк под водой, завораживающее зрелище, когда она замирает в боевой стойке; складывается такое ощущение, что она тоже охотится за рыбой.

Но это всё ещё цветочки...

Мои товарищи дружной компанией поехали с ночевкой на выходные. Сколько я их не отговаривал – всё бесполезно. Приехали, разложились, решили перекусить. Через покрывало постелено на траве медленно проползает шланг длиной почти в метр. Горе-охотники переглянулись, молча схватили свои вещи, и быстро и резко снялись с места. Переехали в другое, «более безопасное» с их точки зрения место. Вышли из машины. Природа, красота, свежий воздух. Только какой-то посторонний шелест на верху на ветках деревьев. Неожиданно с высоты плюхнулся на землю и стал расползаться в разные стороны клубок змей!? (Когда у змей брачный период, они скручиваются в клубки и роятся на деревьях, в это время они наиболее опасны и смертельно ядовиты). У парней был шок! Об охоте или ночёвке не было и речи. Да, я их прекрасно понимаю, когда в первый раз я такое увидел собственными глазами, тоже обделался по полной программе...

Два года назад охотились втроём. Каждый исследовал свой участок длиной несколько километров. Владимир Владимирович, мой родной брат, десантировал меня первым номером, через 5 км он десантировал Сашу Попова и ещё через несколько км десантировался Андрей Черников. Спустя три часа он собирает парней и возвращается вверх по течению за мной. Таким образом, мы обследовали значительную часть реки. Я сразу проинструктировал ребят, чтобы они были очень аккуратны, исследуя завалы и поваленные деревья. Вот как раз усатых под завалами и нет! Зато вместо них повсеместно попадается другой зубастый зверёк. В МПО № 3 за этот год Александр Лебедев поведал о том, как подвергся нападению зубастой выдры, и заодно отметил: «С бобрами мне приходилось встречаться пару раз под водой. Бобры не проявляли ни малейшей агрессии!» Но лично у меня есть другой, прямо-противоположный опыт встречи с этими зверьками. Не буду подробно описывать случившееся, так как это по объёму займёт не один разворот нашего любимого журнала. Скажу только одно, бобёр укусил меня за шею, напав сзади, и несколько раз ударил по спине своим хвостом. Это произошло очень давно, когда бобров на Тихой Сосне было не так много как сейчас. В последнее же время их развелось столько, что под каждым завалом они живут большими дружными семьями и очень ревностно относятся к чужакам в ластах. Так что будьте осторожнее!

Так вот, мой брат отвозит парней дальше, а я уже лечу в подводном пространстве. Мимо меня проносятся огромные стайки уклеек, плотвы и краснопёрки. Под водорослями срываются с места хорошие голавли, а в верхних слоях, особенно под нависшими ветками охотятся на падающих насекомых язи. Солнце светит ярко, вода прозрачна и видимость просто уникальна. Течение стремительное, оно подхватывает меня и несёт-несёт-несёт. Когда я пролетаю над интересным кустом, то обязательно разворачиваюсь и тщательно его обследую. Выходил несколько раз на хороших щук, но стрелять не стал, они мне не интересны. Хочу найти сегодня в траве сомёнка. Час охоты не приносит никаких результатов. Второй час тоже прошёл без трофеев. Единственное, что мне запомнилось – это стая лещей, но они были настолько стремительны, что я остался с носом.

Место финиша всё ближе и ближе. Вылезать пустым не хочется. По середине реки, в небольшом глиняно-меловом углублении, я обнаруживаю тёмный цилиндрический предмет. Ныряю, и поднимаю со дна ржавый снаряд от пушки сорокопятки. Вот трофей так трофей! Разглядываю его внимательно и засовываю за грузовой пояс. (Позднее этот снаряд я обменял в магазине «Подвох» на хороший большой подводный нож, он там и хранится как ценный музейный экспонат). Через сотню метров, за крутым поворотом под деревом я нашёл целую запечатанную бутылку охлаждённого в реке пива, которую вечером и раздавил в одно лицо. Настроение моё вообще приподнялось, но тащить с собой снаряд и пиво было не очень удобно.

Финиш, нас разделяют каких-то несколько сот метров. Ну и где же рыба? Не оставляя своих намерений я продолжаю тщательно прочёсывать подводные заросли, пугая мелкую рыбёшку. И тут мне удача улыбнулась своей красивой и обворожительной улыбкой. Я встретил его – чёрного, усатого, пятнистого. Он стоял на дне в густой растительности и был абсолютно не заметен сверху. Возможно, я почувствовал его присутствие, а быть может, просто материализовались мои охотничьи мысли. Меткий выстрел с короткой дистанции и сом уже разматывает катушку моего ружья Cressi !!! Держать в руках артиллерийский снаряд времён второй мировой и бутылку пива, которую я хотел выпить от жажды прямо в реке, и одновременно пересаживать добычу за спину на кукан не было никакой возможности. Оставив рыбу на лине ружья, я устремился вниз. Там уже, наверное, меня ждут мои друзья. По финишному отрезку пути я внимательно смотрел на дно, и тщательно его изучал, пытаясь обнаружить ещё и третий предмет, к первым двум. На песчаном уединённом пляже лежали на дне женские купальные трусики зелёного цвета. Проплыть мимо я просто не мог, и уже через минут 30 мои товарищи с особым пристрастием расспрашивали и смущали проходящих мимо молоденьких загорелых и конопатых красоток, не они ли являются хозяйками этих мини-бикини?

Андрей и Саша в эту охоту тоже добыли по одной зачётной рыбке, щуку взял Черников Андрей, а сома из арбалета застрелил Попов Саша. Ребята не были в восторге от такой долгой трудовой травяной охоты, мне же наоборот было всё в кайф! Андрей рассказал, что на него из норы выскочил бобёр и укусил за ногу. Испугавшись, он стал выбираться из-под тёмной крыши, а бобёр всё атаковал и атаковал, кусал за ноги и за ласты. Андрей развернулся к зубастику лицом, выставил вперёд фонарь и ружьё, уже было хотел пристрелить гада, но бобёр – хитёр, во время скрылся... Больше изучать завалы у Андрюхи не было желания.

По возвращению домой я залез в горячую ванну и обнаружил на себе вцепившегося в кожу клеща. Позвонил парням, они тоже обнаружили в себе этих противных кровососущих насекомых. Клещи на Тихой Сосне – это вообще тема отдельная, откуда там их столько берётся? Постоянно возвращаясь с этой реки приходится себя осматривать и выкручивать против часовой стрелки клещей кровососов.

В тот же сезон мы оказались на Тихой Сосне в-двоём с Андрюхой Великая Ра (Черников). Вечером сделали заплыв километров на 5 по обоим берегам реки. Встретили одного сома, но стрелять не стали, пожалели усатого, да и ночью разделывать его не хотелось. Это была наша последняя результативная охота на Тихой Сосне.

В конце июля со мной связался охотник-профи Борис, и рассказал, что с рекой что-то произошло. Он попал в густой рыбный суп, рыба шла сплошной стеной, не обращая никакого внимания на охотника. Щуки, лещи, язи, голавли вместе с плотвой, краснопёркой и окунями скатывались в Дон, рыба спасалась бегством пытаясь выжить... В Тихую Сосну в очередной раз сделали промышленный сброс... А через неделю в газетах появились первые сообщения об этом происшествии...

Алексеевская «Газета Заря» 07.08.2009 г.

Уважаемая редакция я очень обеспокоен ситуацией которая происходит с нашей рекой. В этом году ниже Алексеевки она была просто убита. На страницах вашей газеты говорилось, что прорвало, устарело оборудование и т.д., но на мой взгляд это лишь отговорки, всегда в таких случаях делают невинный вид и валят на технику, нехватку денег. И всё шито – крыто. А грязь как шла в реку так и по сей день. Посмотрели бы эти люди как умирала рыба, сколько её погибало!!! Сердце кровью обливается. А какой теперь на реке аромат!!! Вода мутная, коричневого цвета и ни одной хоть маленькой рыбки. И не кто не виноват. А виновные ведь есть! И неужели им всё сойдёт с рук? Где же прокуратура, ЗЕЛЁНЫЕ ??? А ведь есть и пострадавшие. Вечером купались, утром в Алексеевку, в больницу. Прыщи лечить, болячки. А на улице жара стоит невыносимая. Огород у реки и поливаю оттуда же, а теперь всё.

Уважаемая редакция вопрос: долго ли наша река будет отстойником? Когда же прекратится сброс нечистот в реку? Прошу вас более подробно осветить эту тему и провести расследование по этому поводу.

Новые Известия 06.08.2009 г.

Вчера «НИ» рассказали о катастрофическом состоянии Дона и его притока реки Тихая Сосна, протекающих по территории Воронежской, Белгородской и Ростовской областей. Жители близлежащих сел и деревень уже несколько недель бьют тревогу, но местные чиновики никак не реагируют на серьезную угрозу страшной эпидемии.

Вчера житель села Колтуновка Алексеевского района Белгородской области вел по мобильному телефону для «НИ» прямой репортаж с берега реки Тихая Сосна, правого притока Дона. «Подхожу к берегу Тихой Сосны: вода – цвета нового шифера, вонь – неописуемая, вниз по течению и у берегов – сотни трупов рыбы, - рассказал пенсионер. – Разогреваемый жарой удушливый воздух распространяется на все прибрежные деревни так, что все окна в домах, несмотря на лето, наглухо закрыты. Дохнет домашняя скотина, пчелы, собаки и кошки. Это продолжается третью неделю, но все обращения в администрацию района, правоохранительные и санитарные органы остаются без внимания. Это преступное молчание грозит страшной катастрофой, но никто не обеспокоился сделать хотя бы предупреждение населению об опасности даже приближения к Тихой Сосне».

Коммунар «Здесь раки не зимуют» 01.08.2009 г.

В начале прошлой недели к нам в редакцию обратился доктор технических наук, заведующий кафедрой Азовского морского института (Мариуполь) профессор Анатолий Берестовой – уроженец Алексеевского района Белгородской области. По его словам, очистные сооружения Алексеевки вышли из строя и стали ежесуточно сбрасывать в Тихую Сосну более 10 000 кубометров стоков городской и промышленной канализации ещё в июне. Даже если взять половину уничтоженной реки Тихая Сосна с ее общей площадью бассейна 4350 кв. м, то в реке погибло около триллиона рыб, при официально зафиксированных более 200 штук погибших особей на один кв. метр. Не считая черепах, раков, планктона, жучков, лягушек и другой водной живности. Везде, где мне удалось побывать, река стала мёртвой и загаженной, превратившись в громадную белесую сточную канаву. Анализы проб воды показали, что в ней содержание сероводорода, цинка, марганца и других вредных веществ превышает норму в десятки раз. Миллионы рыб, тысячи домашних гусей и уток накопили в себе все «прелести» этой гадости и идут на прилавки городских и сельских рынков. Многие жители из-за отсутствия водных альтернатив теперь вынуждены брать воду из реки, чтобы полить огороды, иногда – в защитных масках. Все эти ягоды и овощи тоже идут на рынки. А в начале июля рыба кверху брюхом поплыла к Дону вместе с нечистотами, при наибольшем расходе воды в реке Дон – 590 кубометров в секунду. В результате Дон потерял одно из своих ценнейших нерестилищ. Для его восстановления потребуется не одно десятилетие», - поясняет профессор Берестовой.

P.S. В этом сезоне я несколько раз выезжал на Тихую Сосну, пронырял реку от Острогожска и до впадения в Дон. Мелкая рыбка встречается только лишь вблизи устья Дона. В этом году её снова пару раз травили, но не в таких масштабах как год назад. Вода в реке постоянно мутная, а ведь такого не было никогда. Обращения в Верхнедонской отдел Рыбоохраны результатов не принёс, не наш участок ответственности, не наша область – извините!!!