Главная Статьи Подводная разведка в действии. Донские тропы.

Подводная разведка в действии. Донские тропы.

Как доехать:

По трассе М-4 Симферополь до    г.    Богородицк    (порядка 230  км),   далее   на  Куликово (около 45 км),  затем до г. Данков (60 км),  Лебедянь (45 км.)

 
Справка:  Исток  Дона  расположен  в северной части Среднерусской  равнины на  высоте около  180 м над  уровнем  моря. Раньше за начало реки принимали место выхода из озера Иван (в действительности, стока  вод из  Иван-озера в Дон  обычно не происходит). В настоящее время за исток Дона часто принимают Шатское водохранилище к северу от города Новомосковск Тульской области, которое также  им не является и отгорожено от реки железнодорожной дамбой. Настоящий исток находится в парке  в 2–3 км к востоку (ручей Урванка). Характер долины и русла  Дона  типичен для равнинных рек.  Средний  уклон  составляет 0,1%. Русло  извилистое,  с многочисленными  песчаными  мелководными  перекатами. В Доне  обитает весь видовой состав пресноводной рыбы.

Донские  тропы

Итак, дорогие друзья, на дворе золотая пора охотника – осень... Вопреки предсказаниям  вещателей и кликуш конца света, осень удалась умеренно дождливой, достаточно теплой и богатой на солнечные деньки. Практически все мало-мальски пригодные для подводной охоты водоемы к середине сентября просветлели, и можно было смело отправляться на ту или иную реку, не опасаясь напрасно потратить свое время. Поэтому мы, почти абсолютно уверенные в своих расчетах о наличии прозрачности, смело отправляемся на разведку. Начать решаем с Дона.

Даже негативные отзывы о недавней поездке на эту великую реку «Лехи-Стрелка» не остудили наших страстных порывов. Сказано – сделано! В середине октября после обедни мы выдвигаемся в путь. Начальную точку отсчета по изучению Дона определили в районе Куликова Поле – на слиянии его с рекой Непрядвой. На место прибываем уже затемно. Пересекая Дон у села Татинки, с вожделением высвечиваем фонарями мелководье чуть ниже моста. Но, увы, нас ждало горькое разочарование – луч света едва-едва пробивал полуметровую глубину. Ну и что теперь делать, как быть? Ситуацию спас «Маскалито», заверив, что Дон может быть кристально чистым, если проехать ниже по течению. Что ж, вера и надежда – это самые главные спутницы в судьбе искателей приключений, и куда только не забрасывает нелегкая, если впереди «мелькают их стройные ножки». Но призрачные лики этих «женщин» вновь растворились в ночном тумане, когда кривая вывела нас на многообещающий изгиб Дона (где, кстати говоря, у «Маскалито» случилось дежавю – дескать, он здесь уже однажды бывал) в тридцати километрах ниже по течению с прозраком, едва ли дотягивающим до метра. Уютно расположившись под раскидистыми вербами на берегу Дона неподалеку от Курци и Починок, устраиваемся на ночлег. Перемыв косточки всем известным нам подвохам, помянув чаркой прах убиенных нами сомов, щук и сазанов, засыпаем чутким сном. С утра, на свежую голову, трезво оцениваем, что наши шансы поймать рыбку в мутной воде равны нулю. Покидая это интересное место, осознаем, что вера нами безвозвратно  потеряна, а еще едва заметный след надежды уводит нас в сторону Данкова. Но разбухший от дождей жирный чернозем красноречиво намекал на то, что и надежду мы то- же можем вскоре потерять. Выбираемся на большак, когда яркий желток солнца поднялся над кромкой леса и заставлял сильно щурится.

Данков  – красивый  древний городок  (основан в 1380 г.) с множеством золотых куполов над приземистыми старинными постройками, где даже ГИБДД расположено в божьем храме. Дон разрезает город на две равных части. Проезжая через мост, убеждаемся в том, что цвет воды не изменился. Ну вот, опять мы на распутье дорог. Куда бы теперь податься? Помнится, еще в студенческие годы был я в археологической экспедиции недалеко от Данкова на берегу живописной реки Вязовки. Речушка так себе – неглубокая, узкая, но зато прозрачная и студеная как родник.  Помню  великое  множество  раков,  которых мы с профессором насобирали на целый лагерь, чуть не околев от холода в жаркий июньский день. Ностальгия заставила меня направиться к Вязовке. Знакомые холмистые берега и светлые березовые рощи вернули меня в беззаботные молодые годы. Вот только река сильно изменилась – по-прежнему кристально-чистая, но сильно обмелевшая. Не пожелав ползать на брюхе по мелководью, отправляемся искать что-то поглубже. Прошли уже почти сутки, а у нас еще костюмы сухие. Единственным утешением были довольно сносные дороги – практически нигде не пришлось переживать за здоровье подвески. Раз мы и так у черта на куличках, то лишние 40–45 км до слияния Дона с Красивой Мечей для нас совсем не крюк.

Справка: Красивая Меча – река в Тульской и Липецкой   областях,  правый   приток   Дона.   Длина ее 244 км, площадь бассейна – 6000 км2. Протекает на востоке Среднерусской возвышенности. Питание снеговое. Ледостав обычно с конца ноября по начало апреля. Название реки Меча, вероятно, угро-финского происхождения. Географические особенности подтверждают это предположение. Особенно высокие берега    Красивой    Мечи    у   деревни   Иншаковка Лебедянского района и у села Сергиевское Краснинского района Липецкой области. Проезд по трассе М-4 Симферополь до г. Ефремов около 300 км.

У населенного пункта под названием Сахарный Завод в районе железнодорожного моста с замиранием сердца жадно таращимся в воду. Нашему горю не было предела, когда мы в очередной раз увидели муть. Руки опустились. Проехать больше четырехсот километров и не найти желаемого – это, по крайне мере, обидно. От местного жителя узнаем, что Дон буквально за неделю из «чистого как слеза» превратился в мутный поток. Наверное, Стрелок прав – в верховьях действительно спустили пруды или очистные сооружения. Перебравшись по понтонному мосту, движемся по правому берегу до слияния с Красивой Мечей. Увидев с высокого  берега очень прозрачную воду в Мече, мы обрадовались, словно дети. Но мелкое, чашеобразной формы русло без всяких завалов и омутов заставило нас двигаться вдоль реки, чтобы отыскать достойное место. Вдобавок к этому, встреченный нами абориген огорчил нас горьким повествованием о том, что ввиду небывало жаркого  лета вся рыба из Мечи скатилась в Дон. Дон по правому берегу после впадения Мечи был достаточно чистым, и мы решили все же занырнуть. Сплавляясь до железнодорожного моста, встречаем стайки плотвы и небольших щучек. Глубина около двух метров. Прозрачность 2–3 метра.

Под самим мостом глубины 2–4 метра, вода смешалась с донской и стала мутнее. На дне пара затопленных металлических конструкций и россыпь крупных камней. Типичное судачье место, но все наши поиски оказались тщетными, т. к. ни одной рыбки нам так и не встретилось. От безысходности отваживаемся на поиски непонятно чего в совершенном мутняке вдоль  левого берега. Прозрак  был убийственным (35–40 см) для нашей психики, и мы, угрюмые и молчаливые, выбираемся на сушу. Переодевшись, быстро закинув в «бочёк» что Бог послал и перекурив, отправляемся в обратный путь.

Пробираясь окольными тропами к Лебедяни, встречаем очень интересное место. Но наши организмы предпочли любование красотами с берега, наотрез отказавшись  облачаться в мокрый противный неопрен на холодном ветру. Чтобы задушить закравшиеся мысли о собственной неполноценности, делаем еще один крюк и мчим на одну небезызвестную реку (она и без того слишком популярна, чтобы произносить ее название), где, по крайней мере, всегда есть прозрачность и рыба. Добираемся до места уже к сумеркам. Пока суть да дело – стемнело. Из-за леса выкатилась огромная рыжая луна. Прозрачность примерно 1,5–2 метра. Русло реки сильно петляет вдоль опушки леса, очерчивая собой границу между полем и сосновым бором. Несмотря на холодную воду, растительность еще не отмерла, и ее буйные заросли занимают большую часть толщи воды. Глиняные пороги чередуются с завалами и подводным коряжником. Течение стремительное. Глубины от полутора до трех метров. Сплавляясь, мне удается загарпунить хорошего леща, а Маскалито стреляет двух язей.

Спустя несколько дней я вновь отправляюсь в сторону Тульской области, где множество интересных рек, таких как Ока, Дон, Упа, Красивая Меча. На этот раз даже мой неразлучный спутник, Родственник, не смог составить мне компанию, и я отправляюсь на охоту в гордом одиночестве. Конкретной цели у меня нет. Домчав до Упы, убеждаюсь, что она вполне пригодна для охоты, несмотря на дождливую погоду.

Справка: Упа-река в Тульской области, правый приток Оки. Длина 345 км, площадь бассейна 9510 км2. Берет начало в трех километрах севернее поселка Волово, течет в пределах Среднерусской возвышенности, образуя большие петли. До Тулы преимущественное направление – на север, затем река поворачивает на запад. Впадает в Оку около села Кулешово Суворовского района. Питание преимущественно снеговое. Половодье с конца марта до начала мая. Средний расход воды (в 89 км от устья) – 40,2  м3/с. Река замерзает в конце ноября – декабре, вскрывается в конце марта – начале апреля. На Упе расположены города Советск и Тула, поселок городского типа Одоев. У  Советска  сооружено  водохранилище  (площадь 5,7 км2). Проезд по трассе М-4 до г. Тулы, далее либо в верховье на г. Советск, либо в низовье на г. Одоев.

Имея информацию об интересных местах на Упе, не доезжая Одоева, направляю своего «санька» в нужном направлении. Пробравшись по ужасным дорогам местного назначения, только к полудню оказываюсь  на слиянии Упы и Плавы в районе Крапивны. Несмотря на постоянно моросящий дождь, прозрачность не уменьшилась, а, как мне показалось, стала даже несколько лучше, чем выше по течению. По всей видимости, из-за впадения чистой Плавы. Добраться до более-менее потаенных уголков по берегу реки не получается из-за сильно раскисшей полевой дороги. Пришлось остановиться у моста недалеко от деревни. Надеваю костюм под мерзким осенним дождем, спешу в воду. Серый день убавляет и без того недостающие сантиметры прозрачности. Но все ж рассмотреть пространство вокруг себя в радиусе полутора метров можно. Сплавившись от поворота реки до моста, почти ничего интересного не встречаю, плотва, галавлики и окуньки не в счет. Потратив на это около полутора часов, переезжаю ниже по течению в район села Завалово – туда, где Упа делает большую петлю вдоль опушки леса.

С приземистого  деревянного моста любуюсь рекой. Чуть выше из воды торчат останки деревянного моста с наносами мусора, веток деревьев и травы.

Однако очень сильное течение говорило о том, что охота в этом месте вряд ли возможна. Ниже моста виднеются упавшие в воду деревья и большие сучья. Паркую машину на уютной поляне с удобным подходом к воде, спешиваюсь и иду на разведку берегом вдоль реки. За поворотом обнаруживаю впадающий в Упу безымянный ручей. Пока я готовил скромный ужин на одну персону, и без того хмурый день превратился в унылый серый вечер. Дождь сменился изморосью, все вокруг казалось нахохлившимся и набухшим с размытыми очертаниями. Стоило неимоверных усилий разжечь костер. Казалось, даже языкам пламени неуютно в костре, лениво облизывающим мокрые паленья и ветки. Дым от костра крутился во все стороны и никак не мог найти нужного направления. И все же в одиночных поездках есть своя романтика. Можно неспешно покопаться в себе, задуматься о житии-бытии, и никто не прервет твоих мыслей и полета фантазии. Сидя беззаботно у костра, поправляя палочкой угли и слушая шепот ветра, растворяешься в окружающей тебя природе. А это в наше сумасшедшее время дорогого стоит. Неспешно навалилась ночь, делая обрамленную кустами полянку уютной и комфортной. Вдалеке в деревушке зажглись редкие огоньки. Слышно, как забрехала собака, учуяв наглую лисицу или енота. Никуда не торопясь, подогреваю воду на костре и, щедро разлив ее в куртку и штаны костюма, начинаю привычный ритуал. Проверив фонари и ружье, закрываю машину и прячу ключ.

В свете фонаря вода кажется прозрачней. Погружаюсь. Лицо на первых нырках жжет от холода. Глубины небольшие, на дне часто встречаются полу вросшие в дно бревна и ветки. Течение очень сильное, приходится усиленно грести ластами. Невольно жмусь к берегу, где стремнина не так проворна. Левый берег обрывистый и с множеством затопленных кустов, я решаю проверить его вплоть до моста, а на обратном пути сплавом пройти вдоль правого берега по мелководью. В затопленном ивняке очень много плотвы. Как гирлянды, в неисчислимых количествах, переливаясь всеми цветами радуги в свете фонаря, снует малек. Хороший знак. Максимально осторожно, чтобы не хрустнула ни одна веточка, подныриваю под затопленный куст и пробираюсь к берегу. Один проныр, другой, но искомого  и ожидаемого нигде не видно. Лишь небольшие голавлики, ослепленные светом, сконфуженно прячут голову в берег. Должно быть, я все-таки недостаточно осторожен, т. к. пару раз в маску клубами сносило муть от схода крупной рыбы.

Ближе к мосту стали встречаться затопленные бревна от старого моста. Порой их нагромождение сулило гарантированного сома или судака, но каждый раз под ними  было пусто. В  сваях  моста,  изловчившись, стреляю щуку на два кило. Других обитателей в районе останков старого моста найти мне не удалось. Скорее всего, из-за сильного течения, которое не позволяло качественно отработать все коряжки и бревна. От моста, как и планировал, иду сплавом вдоль правого берега. Дно в основном песчаное, много еще не до конца отмершей травы, в которой постоянно снует плотва. Глубины около полутора, двух метров. Быстро пролетая над дном в толще воды, едва успеваю шарить лучом фонаря в космах травы. После небольшого поворота реки вправо течение становится заметно слабее, глубина уменьшается до метра. Здесь поиск уже был доскональным. Обшарив таким образом значительное расстояние, я уже собрался выбраться на берег, как  совершенно  неожиданно наткнулся на что-то громоздкое и светлое. Пока я успел сообразить и автоматически навести ружье, «нечто» сорвалось с места и, вывернувшись массивным телом, попыталось уйти на глубину. Практически с началом движения существа происходит выстрел. В свете фонаря я отчетливо вижу, как мой гарпун пробивает навылет огромный щучий бок, рассыпая серебро сбитой чешуи. Щука  скрывается  в темноте, и лишь с шипением разматывающийся  линь указывает направление ее движения. Мощные рывки на другом конце линя свидетельствовали о том, что зверь попался матерый. Осторожно, стараясь смягчать рывки, подтягиваю добычу к себе. Убедившись в том, что рыба пробита в надежное место, смело тащу ее к себе. Мечущаяся торпеда намотала на себя и на линь большой пук травы и от этого казалась морским чудовищем. Изловить это скользкое зубастое туловище получилось раза с четвертого-пятого. Распутать линь и очистить рыбину от травы прямо в воде было практически невозможно. Моей сноровки хватило лишь на то, чтобы надежно ухватить постоянно извивающееся сильное тело. На берег выхожу прямо в ластах, благо, он был пологий.

Выбравшись на ровную лужайку, бросаю свою ношу на траву и с восхищением любуюсь трофеем. На вид щучина была под десятку весом, длиной больше метра и толстая, как бревно. Поблагодарив реку за рыбу, я заковылял к машине. Истинным мучением для меня была фотосессия с рыбой. Запоров бесчисленное количество кадров и посадив две батарейки, получаю от силы пару-тройку удачных кадров. Вот в такие моменты сильно ощущается нехватка друга, когда так необходимой тебе помощи ждать неоткуда, да и просто порадоваться и выпить за удачу не с кем. Пожалуй, во всех ситуациях и положениях есть свои плюсы и минусы.

На прощание желаю Вам, что бы ваша неудача обязательно сменялась большим успехом. Аминь!