Охота за Кадром
Чтобы сразу было понятно, речь пойдет о подводной съемке, точнее о том, с чем связан процесс создания фильма или даже небольшого сюжета на тему подводной охоты. Дружеские отношения с некоторыми подводными операторами, и в первую очередь с Александром Кочубеем, а также личное участие в этом непростом процессе позволили мне увидеть сей процесс, так сказать, изнутри. И расскажу я об этом на примере одной нашей поездки в Казахстан.
Оговорить условия и сроки нашего пребывания на базе «Дельта», что находится в дельте реки Или, взял на себя Александр. Ему же удалось договориться и с профессиональным оператором из Алма-Аты, на которого возлагалась задача качественной «верхней» съемки. Подводная съемка, естественно, за Кочубеем, а я – в качестве «модели». Почему Александр частенько использует меня в этом качестве? Скажу. Во-первых, я научился беспрекословному подчинению воле оператора (он же – продюсер, он же – автор будущего фильма или передачи). Я уже приобрел такую степень сознательности, которая позволяет в нужные моменты задавить в себе азарт подводного охотника и заниматься достаточно нудной, но необходимой постановочной съемкой. Во-вторых, у нас с ним одинаковые подходы к процессу обучения начинающих охотников и вообще к популяризации подводной охоты среди населения.
Несколько часов лёта, и вот нас уже встречают в аэропорту Алма-Аты. База находится в 400 километрах от города, из которых последние 50 идут по барханам и солончакам. Чтобы достичь той протоки, за которой на острове расположилась база, мы оставили позади семь деревянных мостов. Машины остаются на берегу, а на базу нас со всем скарбом доставили уже на лодках.
На все дни пребывания за нами закрепили отличный катер с его владельцем (он же – капитан) Олегом. Без его помощи, надо признать, нам бы не удалось сделать то, что сделали. Наутро следующего дня мы уже мчались к известной ему протоке. Минут 20 хода, и мы у цели. В «озеро» (на самом деле это часть одной из многочисленных проток дельты с почти стоячей водой) втекает довольно мощный поток прозрачной воды. Видимость метра три-четыре, что вполне удовлетворило Александра. Уже через десять минут на глубине 3,5 метра я взял небольшого сазанчика, который пытался удрать от меня в высоких, слегка наклоненных течением зарослях рдестов. Видел еще одного, но тот был еще меньше и потому был отпущен подрастать.
Кстати, у дельты реки Или и у озера Балхаш есть, по крайней мере, две загадки, на которые ихтиологи так и не нашли ответа. Первая как раз касается сазанов. Почему-то они там не вырастают до тех же 10–12 килограммов, не говоря уже о 20–30 кг, которые присущи этой породе рыб. Сазана в Или много, но их обычный вес 2–3 кг, а рыбины на 6–7 кг – уже редкость. Вторая загадка еще загадочнее: там нет совсем щуки! По всем научным понятиям, и для отличного роста сазана, и для безбедной жизни хищной щуки есть все условия, а их как не было, так и нет. Вот уж воистину – никогда человек не откроет всех тайн Природы.
Поплавав немного у входа протоки, нас потянуло посмотреть на ее начало. Оно оказалось очень интересным: течение пронизывало островки тростника на значительной площади, образуя крошечные лагуны, ходы и даже темные крыши. Место отличное и для сома, и для любой другой рыбы. Саша ушел от основной струи влево, я – вправо. Проплыл я метров 30, не больше. И вот, вылезая из закрытого сверху тростникового прохода, почти упираюсь в кучу корней и стеблей, в которой отчетливо вижу приличный по высоте кусок сома. Окраска, размер и количество пятен говорят о том, что это не живот – стрелять можно. Что я и сделал. Отсутствие катушки и всего полутораметровая длина линя позволяют ощутить борьбу во всей ее красе и в непосредственной близости. Если бы не большой и мощный амортизатор, едва ли мне удавалось брать рыбин более 10 кило весом. Этот сом был на 20.
Не снимая свою добычу с линя, я поспешил к Саше. И тут мой друг начал не самую увлекательную, но необходимую постановочную съемку: «Встань туда, сома пусти сюда, проплыви рядом, выше, ниже, теперь против течения, зайди против солнца...» Я послушно выполнял все указания, а самого так и подмывало поскорее вернуться в то место и найти там еще сомика, побольше этого. Уж больно место было многообещающее.
К этой протоке, точнее к ее выходу, в последующие дни мы возвращались еще дважды. Оно привлекало нас возможностью поснимать сазанчиков и жерехов. Мы с Сашей удобно устраивались рядышком под самым берегом на подводном карнизе. Сазанчики выкатывались из протоки и почти всегда, тут же, стремясь уйти из струи в спокойную воду, оказывались прямо перед нами. Здесь их встречало «око» видеокамеры и иногда – моя стрела. Главная цель, которую мы преследовали в этом месте, – наснимать жереха. И нам это удалось. Вообще, подводная съемка этой рыбы очень сложное дело. Жерех очень быстр и чуток, и несмотря на то, что в наших реках и озерах он присутствует почти повсеместно, встречи с ним почти всегда случайны. Его трудно подстрелить, а отснять на камеру, да так, чтобы можно было хорошенько разглядеть, почти невозможно. Поэтому те условия, в которых мы оказались, едва ли не единственные, где хорошая подводная съемка этого хищника вполне реальна.
Жерехи выходили на нас снизу. Очевидно, их «поле деятельности» – та часть озера, где поток воды из протоки останавливается и растекается. Темный приближающийся силуэт мы замечаем метрах в 4–5 от себя. Спокойно идущий жерех – само достоинство, его стремительное тело и мощный хвостовой плавник без видимого напряжения преодолевали встречное течение. Но вот сверкнула стрела, пронзила жереха, и тут он преображается: бьется и вертится вокруг стрелы с присущей только ему скоростью и резвостью. В этом он мне напоминает северную кумжу или сибирского ленка.
К сожалению, мы довольствовались небольшими жерехами, до двух килограммов весом. Там, конечно, водятся и более крупные хищники, но за ними надо было идти катером в какое-то другое, на то время недоступное для нас, место. Там спиннингист, якобы, за зорьку налавливает по 100 кг жереха. Те рыбы, что попадали мне и Саше на стрелу, были двух видов. Одни – с темными спинами, с бронзовым отливом чешуи и красноватыми плавниками. Другие – чисто белые, точнее серебряные. Эти вторые вроде бы особый вид этой рыбы – балхашские жерехи. На этой протоке дважды мы задерживались на охоте вплоть до захода солнца. Уже в темноте, включив свои мощные фонари, мы имели возможность снимать сазанчиков и жерехов в отраженном свете. Не знаю, как получится в конечном итоге на экране, но вживую это очень красивое зрелище.
Каждый день до и после охоты в просторной столовой или на веранде самого большого дома базы проходили неформальные встречи охотников. Всех интересовало всё: у кого какие ружья, какие фонари, грузовые системы, наконечники и так далее, и так далее. Почти в каждой группе охотников из того или иного города России или Казахстана находился свой «Кулибин», у которого было, что позаимствовать даже многоопытным подвохам. Уже на первой такой встрече мы договорились, что если кто-то из охотников берет что-то трофейное, то тут же сообщает нам на катер (все лодки и база связаны малогабаритными рациями). В этом случае мы быстренько летим на зов, и Александр снимает на камеру трофей и рассказ героя о том, как это было. Так случилось дважды, когда взяли хорошего белого амура и сома на 47 кг. С амуром лично нам не повезло, хотя, если честно, мы не проявили должного терпения и настойчивости в его поисках. В это время (конец апреля) амур довольно редок, он только появляется, а действительно его будет много в июне.
Сома на 47 кг взял охотник из Павлодара. Это – первый (!) сом в его жизни, можно представить радость и счастье начинающего охотника. Мы с Александром примазались к чужой славе и сфотографировались вместе. Для постановочной съемки этот сом уже не годился, поэтому, разведав место их нахождения, Кочубей отправился с одним из охотников в надежде найти еще «черненького». Я тем временем с Олегом нашел хорошее место с судаками. Судаки, правда, небольшие, где-то до 3 кг, но их было довольно много. Чаще они встречались под карнизами обрывистого берега на двухметровой глубине, но были и рядом со стеной на открытых, освещенных солнцем местах. Я их стрелял, просто любовался и все переживал, что Сашки со своей камерой нет рядом. Взяв таким образом минут за 40 охоты 4 или 5 судаков, мы решили с Олегом вернуться на базу.
На этой охоте я в очередной раз порадовался за свою «заряжалку-доставалку». Тот судак стоял в самой дальней и узкой части ниши под карнизом. Стрела легко его прошла и скрылась в узкой темной щели. Сдвинув рыбу по линю подальше от стрелы, чтобы не мешался, я попробовал за него вытянуть стрелу... Куда там! Сидит мертво! Вторым нырком я сам залез насколько позволял карниз, а рукой стал шарить в узкой щели, ориентируясь по линю. Дотянулся только до кончика стрелы. Вылез, всплыл, отдышался. Снял заряжалку, взял в руку – ну, дорогая, выручай! Не сразу, но мне удалось накинуть заряжалку на пятку стрелы, а потом выдернуть стрелу из плена было совсем просто.
На базе Александр возился со своей камерой и хвастал, как здорово ему только что удалось отснять охоту на сома. Была съемка рыбы до выстрела, во время выстрела, процесс борьбы и последующие постановочные кадры. И тут вдруг выясняется, что... ничего камера не отсняла: кассета оказалась бракованной! Обидно ужасно: такие классные кадры, наконец, столько труда положено. Я пытался его утешить и предложил снова поехать к судакам: «Глядишь, и сомика еще найдем». Так и сделали.
Судаков снимали с подсветкой под карнизами и под солнцем на открытых местах, до выстрела и после. А потом я нашел-таки сома. Место очень неудобное во всех смыслах. В дырке между корнями и грунтом видна была лишь некая часть туловища рыбы. Окошко это тоже было под карнизом, но не прямо, а сбоку. Я всплыл и Сашке, как мог, объяснил, где это находится. Он нырнул, всплыл, говорит, что нашел и отснял. В ту узкость засунуться вдвоем, чтобы снять момент выстрела, казалось, совсем невозможно, но мы попробовали. Стрелять было неудобно, полной уверенности в качестве такого выстрела тоже не было. Нет, сома мы все-таки взяли, но оказалось, что он лежал так, что хотя я и стрелял снизу вверх и в верхнюю часть, но стрела пошла потом в сторону брюха.
После выстрела сом выскочил из берега с другой стороны куста. Я всплыл, но дотянуться до поверхности своей длинной трубкой не смог. Отпустить ружье боюсь – унесет его сом, не найдешь. Перехватил ружье за самый конец ресивера и только так сумел дотянуться до живительного воздуха (вот тут-то я и пожалел, что на ружье такой коротенький линь). Александр пытался отснять борьбу сома со стрелой, но тот так все замутил, что едва ли что-то могло получиться. Он пытался взять на себя рыбину, чтобы я мог отпустить ружье и развязать ситуацию, однако в мути и это сделать не получалось. Но вот в какой-то момент он четко увидел стрелу и сома. Мы условились, что он подергает несколько раз за линь, чтобы я понял, что он держит стрелу. Так и сделали. Почувствовав эти сигналы, я нырнул и как можно глубже затолкал ружье в корни в ту сторону, куда уходил линь. Вынырнул, и скорее к другу и нашему трофею.
Потом мы с этим сомиком (он был весом около 20 кг) позировали у тростника, на открытой чистой воде, под темными карнизами – словом, полностью компенсировали те подводные кинематографические неудачи, которые постигли Александра в первой половине дня.
На следующее утро я базу покидал. Должен признаться, что за эти дни охоты и подводного позирования я здорово устал, а Александру, с камерой в одной руке и нередко с ружьем – в другой, было еще труднее. Однако он оставался еще на два дня, чтобы отснять очередной ежегодный чемпионат базы «Дельта» по подводной охоте. Так завершился первый этап создания будущего фильма – накопление подводного материала. А потом, в Москве, начнется сложный процесс монтажа, написания, редактирования и озвучивания текста, подбор музыки, консультации с ихтиологами и многое-многое другое, без чего не получится передача или фильм про подводную охоту.
Как все-таки хорошо, что я простой подводный охотник-любитель!