Главная Статьи Подводная охота Андрей Макаревич – охота для вас, это что?

Андрей Макаревич – охота для вас, это что?

Это времяпровождение, это страсть, это удовольствие, это самоутверждение.

На эту встречу мы надеялись уже очень давно. Действительно, не может же журнал посвященный проблематике подводной охоты обойти своим вниманием, пожалуй, одного из самых харизматичных представителей российского шоу-бизнеса, к тому же давно и искренне увлекающегося подводной охотой и дайвингом. Наверное, нет в нашей стране ни одного человека, которому не был бы известен Андрей Макаревич, бессменный лидер рок-группы "Машина Времени". А теперь Андрей, полностью подтверждая тезис о многогранности таланта любого действительно талантливого человека, создает цикл телепередач на ОРТ под общим названием "Подводный Мир Андрея Макаревича". Все фильмы Андрея красивы, поэтичны, познавательны и буквально проникнуты чувством глубочайшего уважения и любви к морю и к природе.

Охота для вас, это - что? Это времяпровождение, это страсть, это удовольствие, это самоутверждение? Может быть, продолжение дайвинга, расширения его как такового?

Андрей Макаревич: На самом деле это и то, и другое, и третье. Прежде всего - это зарядка какая-то...

Душевная зарядка?

А.М.: Физическая и. . . Все связано очень. Это дает какую-то энергию, которая просыпается вот в эти моменты... И потом этого заряда хватает на достаточно долгий срок. Это с какой-то генной памятью связано.

Если разговор пошел о зарядке, то тогда вот такой вопрос: Вы заряжаетесь энергией от кого? От природы, от единения с текущей водой или Вы заражаетесь энергией от тех рыб, которых убиваете. Как, например, полинезийские дикари, которые полагали что заряжаются, съедая сердце убитого врага.

А.М.: От природы, от текущей воды, от ощущения победы в неблагоприятных условиях.

Самая запомнившаяся охота для Вас, какая она? Самый запомнившийся трофей?

А.М.: Ну было много смешных... Это было очень много лет назад. Точнее в  1985 году, когда снимался фильм "Начни с начала". Было начало июня. Самая сомовья охота на Днепре. Ребята в Днепропетровске ждали меня на сомовую охоту. Меня должны были отпустить со съёмок, я собирался к ним на 2 дня. Со съёмок меня не отпустили, потому что как всегда что-то задержалось, что-то перенеслось, в общем у меня получился всего 1 день. Надо было утром прилететь, а на следующий день утром быть опять в Москве. В общем, довольно глупо. Я примчался туда и сразу всем заявил, что приехал за большим сомом, потому что на эти и другие глупости времени уже не осталось, и надо немедленно в воду. И мы поехали в сторону Днепродзержинска, в какую-то одну из проток, где фактически песчаные пляжи чередовались с какими-то корягами. Я очень торопил  своих друзей. Говорил им, что "некогда", некогда место искать, вот здесь сейчас сома беру и уезжаю. Я прекрасно понимал, что валяю дурака. Я надел костюм, маску, по пляжу зашёл в воду по течению. У первой же коряги нырнул и увидел торчащую башку, это был мой первый сом. Я больших сомов никогда не видел под водой. И он торчал из коряги, раскрыв рот широко, усы у него трепыхались. У меня была первая мысль, что он дохлый, но прежде чем такое подумал, в лоб ему засадил гарпун. Ружьё у меня было очень мощное, страшное такое, самодельное, пневматическое, очень сильно стрелявшее. Гарпун туда вошёл наполовину. Я это увидел и подумал, что он  мертвый, но поскольку он замер от шока, этих трёх секунд, хватило, чтобы его выволочь из этой коряги, поднять на поверхность, допихать до берега, до которого было метра три.


То есть охота с берега шла? Не с лодки?

А.М.: Просто с берега. И когда я уже встал по пояс, он очнулся. Я его вытащил, в нем было килограмм двадцать пять, наверное. Ну я красиво сказал, что охота закончена и можно уже улетать. Днепропетровские мои коллеги страшно огорчились, потому что после этого ещё часа четыре они лазили по этим корягам и никаких сомов там больше не было.

Вот такой вопрос сразу же возник. Вы упомянули о некоем мощном самодельном ружье. Что это за ружьё, можно по-подробнее?

А.М.: Я купил его с рук, по-моему, его делал какой-то питерский человек.

А с рук купили где?

А.М.: Я уже не помню.

Судьба этого ружья какова сейчас?

А.М.: Я думаю, что оно тихо умерло своей смертью, даже не знаю где.

Просто за ненадобностью оно ушло из Вашей жизни?

А.М.: Где-то валяется. Я с тех пор переезжал трижды...

Как давно Вы серьезно охотитесь?

А.М.: С детства.

Скажем, детские охоты, они на каком водоёме проходили?

А.М.: На Черном море. Я долгое время не предполагал, что в пресных водах можно нырять даже. Ну это были кефальки там какие-то, горбыль, все как обычно.

Можно ли расставить какие-то приоритеты на уровне нравится - не нравится между пресноводной и морской охотой?

А.М.: Я больше люблю пресноводную.

Почему?

А.М.: Там больше неожиданности.

Насколько часто Вы охотитесь?

А.М.: Как только позволяет время.

Могу ли я трактовать Ваш ответ таким образом, что вы едете на охоту как только у вас появляется свободное время или нет?

А.М.: Другое дело, что за 20 километров ты не поедешь никуда.

Это верно. Не поедешь. Минимум за 500.

А.М.: Так, в Питер летаю, на Украину летаю, сейчас в Белоруссии есть хорошие места.

Есть ли у Вас как у подводного охотника какая-то специфичная мечта, скажем добыть какой-то трофей, что-то такое увидеть, поприсутствовать при каком-то событии?

А.М.: Нет.

Кто-то мечтает застрелить меч-рыбу.

А.М.: Абсолютно, нет. Я даже больше скажу. Вот я в ЮАР общался с местными ребятами, которые там в Blue Water охотятся на марлинов... Я не могу сказать, что меня потянуло туда.

Не ёкнуло совершенно, как, скажем, "Старик и море" у Хемингуэя, с рыбой какой-то потягаться?
Насколько я понимаю, Вы достаточно часто выезжаете за рубеж с целью совершения различных дайвов. Съёмки телепередач и т. д. Вы во время поездок за рубеж охотились?

А.М.: Как правило, там, где мы бываем, и снимаем программу, охота запрещеа. Но, иногда... И то, когда рыбки хочется. Например, на Кубе так охотился.

Можно буквально хоть парочку слов, потому что достаточно интересный регион, со своей спецификой.

А.М.: Я могу сказать точно, что я сразу вижу, когда погружаешься с оператором, охотятся здесь или нет. Либо рыба держится на расстоянии, которое на 50 см превышает пределы полета гарпуна, либо она ходит рядом с тобой.

Ну, Куба вообще, регион достаточно интересный, но местным жителям в принципе запрещено иметь лодки, потому что они тогда все уплывут в Майами. Ну и именно поэтому они вынуждены охотиться с берега и рыба действительно повыбита в достижимых с берега местах.

А.М.: Куба - это то самое торжество социализма, где не глядя на то, что все запрещено, у всех все есть: лодки есть, ружья есть... Подвыбили они там рыбы очень серьезно.

Я не могу не задать Вам этот вопрос. Поскольку Вы человек музыкальный, процесс подводной охоты, ассоциируется у Вас с каким-то музыкальным стилем?

А.М.: Ни с каким. У меня абсолютно отключается голова в этот момент. Это инстинкты. В общем, я стараюсь в этот момент рыбой прикинуться. Рыба музыку не слушает.

Вы как человек ныряющий достаточно давно, и наблюдающий за процессом развития подводной охоты и подводных охотников замечаете ли какие-либо новые тенденции в современной подводной  охоте? Или скажем, чем современные подводные охотники, которые ныряют достаточно профессионально, например присутствующий здесь Павел Антонов, отличаются от тех людей, с которыми Вы ныряли достаточно давно?

М.А.: Только тем, что снаряжение стало лучше.

Исключительно снаряжением? Может быть, на больших глубинах стали работать люди или какие-то новые методологии стали использовать?

А.М.: Кто как.

Вы сами в каком снаряжении плаваете? Какие ружья, какие костюмы?

А.М.: У меня много костюмов. Все зависит от того, куда ты идёшь, от температуры воды. Я очень не люблю навешивать на себя лишние грузы, и я довольно холодоустойчивый.

Поэтому по холоду семерочку, например,  используете?

А.М.: Ну это когда снег идет.

А ласты?

А.М.: Ласты, я больше всего люблю Mares, которые, я купил на Кубе. К сожалению, они с галошами, поэтому в ботинках или в толстом носке туда просто не влезешь А вот эти, охотничьи, совсем большие - эти Beuchat и Cressi... Здоровые... Я к ним не очень привык. Они жестковатые для меня и я в них все-таки устаю.

То есть комфортно чувствуете себя в том снаряжении, к которому давно привыкли. А ружья у Вас какие? Наверняка же достаточно много ружей?

М.А.: В основном - это то, что делает мой друг в Днепропетровске, Корсар называется, это Паша Семеняк. У него были разные они. Разной мощности, разной длины. У него есть обычные стандартные и чуточку увеличенные, которые он сделал по моей просьбе, на случаи крупной рыбы со стволом подлиннее, с гарпуном подлиннее, потяжелее и с катушкой.

При охоте в море Вы тоже охотитесь с пневматикой или берете резинку?

А.М.: Тоже с пневматикой. Паша вот пытается пересадить меня на резинку.

Бесперспективно, видимо? Или есть у не- го какие-то шансы?

А.М.: Не знаю. Я не люблю, когда в руке у меня длинная оглобля. Хотя, это дело привычки. В моем возрасте привычки менять сложно.

Вы личность известная, публичная, общаетесь с достаточно известными людьми. Кто-нибудь из них охотится? То, что Ярмольник не охотится - это понятно. Это мы все видели по телевизору, он сам в этом признался. Может быть удалось кого-нибудь из Ваших знакомых приохотить?

А.М.: Мне рассказывал Пороховщиков, что он давно охотится, где-то у себя там под Псковом. Но он удивительные вещи мне рассказывал. Он глубоко убежден, что рыба гораздо менее пугливо себя ведет, если ты плывешь без костюма. Уверяет меня, что это его опыт и он проверял это много раз. Он, несмотря на холодную воду, старается плавать просто в плавках и стреляет щучек.

А ещё кого-нибудь припомните?

А.М.: Вот Андрей Белле. Питерский художник известный. Вот он помешан на охоте. Мощный охотник. Неву он знает, как свои пять пальцев.

Когда едете на охоту, у Вас есть партнеры, своя компания какая-то. Ну что там  за люди? Их общий социотип?

А.М.: Все разные, но охота всех выравнивает, как баня. Это люди самых разных профессий.

То есть Вы не заморачиваетесь кто есть кто, просто когда-то познакомились на охоте и всё. Ясно. Наверняка, когда охотитесь, доводилось встречаться на акваториях, на реках с другими русскоязычными подводными охотниками?

А.М.: Я даже в соревнованиях участвовал как-то раз.

Люди удивляются, наверное, когда видят, что плывёт охотник. А потом "бац", а это не просто охотник...

А.М.: Во-первых, в маске не очень узнаешь. Потом, слава богу, пока у нас ещё не так много охотников.

Как Вы думаете, журнал МПО может быть интересен кому-то кроме немногочисленных российских подводных охотников?

А.М.: Во первых, они не так уж и немногочисленны. Я смотрю, что их число растёт. Меня это даже несколько заботит. Потому что чем нас будет меньше, тем нам будет лучше. А так конечно же интересен. Вот как, например, журнал "Сафари". Они, кстати, ввели себе рубрику по подводной охоте.

Мы участвуем в создании этой рубрики. А.М.: Это нужно, это имеет спрос. Может быть пожелаете что-то читателям  журнала.

А.М.: Пожелать можно только удачной охоты Что бы рыба в наших водоёмах не переводилась, что бы воду не травили и что бы она, по возможности, не цвела.

Бывали такие ситуации, когда во время нырка плывете и видите нормальную рыбу, зачетного размера и почему-то не можете выстрелить?

А.М.: Пару раз я не стрелял в сазанов, когда видел что на дне лежала самка с икрой, а вокруг нее вилась парочка самцов.

Т.е. как мужчина не могли.

А.М.: В мужика я стрелял, а ее не трогал. И второе, когда например плывёшь в ожидании чего-то большого, а попадаются полукилограммовые щучки.

Другие материалы в этой категории: « Озеро Селява Больше рыбы - Хорошей и разной 2005 »