Главная Статьи Подводная охота Не такие уже они и малые - Малые реки составляют основу речной сети Беларуси.

Не такие уже они и малые - Малые реки составляют основу речной сети Беларуси.

Малые реки составляют основу речной сети Беларуси. Только рек длиной от 10 до 100 км насчитывается 1441, а их суммарная длина составляет 31 тысячу километров. Внушительное природное наследие! Наиболее густыми речными районами являются северо-запад и северо-восток Беларуси, принадлежащие в первом случае – к бассейну Немана, а во втором – к бассейну Днепра и Припяти.

Невероятно количество рек на нашей планете! Ее с полным правом сравнивают с живым организмом. Если это так, то все хитросплетение рек можно назвать сложной кровеносной системой: крупные реки – артериями и венами, а малые – ее капиллярами. И без существования этой системы просто невозможно и наше с вами существование и жизнь поразительного в своем разнообразии животного и растительного мира – от трехтонных гиппопотамов, громадных крокодилов, рыб, рептилий и грызунов до вездесущих водных насекомых, не видимых невооруженным глазом растений и животных. Многие из рек являются их родным домом, но, к сожалению, не все. Кроме тех, к которым свою руку решительно приложил человек. Издревле, на протяжении всей своей истории, он уделял им свое пристальное внимание. Вспомним хотя бы о реках как источниках столь необходимых нам воды и электроэнергии. Не забудем о них и как о транспортных путях. А упоминание о речном рыбном промысле, видимо, является просто излишним.

Беларусь – край тысяч рек и озер. Синеокой нашу республику называют не только благодаря большим и малым озерам, но также многочисленным рекам и ручьям. В небольшой, в общемо, по площади Беларуси насчитывается более 20 тысяч рек и ручьев. Обратившись к сухим научным цифрам, уточним: их 20781. Их суммарная длина составляет более 90 тыс. км. Длина только рек Березины, Немана, Сожа, Припяти, Западной Двины и Днепра в пределах Беларуси превышает 500 км, 42 реки имеют длину от 101 до 500 км (общая длина 7,2 тыс. км). И, говоря о реках, мы в первую очередь представляем себе достаточно крупные водотоки. Тут, как говорится, дело привычки. А что же малые реки, ручьи? Мы покривим душой, если скажем, что они не так заметны и не так важны для нас. Конечно, важны. Если увидеть могучую Волгу, то с трудом осознаешь, что буквально в тысяче километров вверх по течению это всего лишь маленький ручеек, питаемый прозрачным холодным ключом. А вспомним хотя бы дорогую нашей памяти речку у родительской деревеньки, несущую свои прозрачные воды куда то вдаль...Поистине из Малого и Cлабого рождается Большое и Cильное!

Малые реки составляют основу речной сети Беларуси. Только рек длиной от 10 до 100 км насчитывается 1441, а их суммарная длина составляет 31 тысячу километров. Внушительное природное наследие! Наиболее густыми речными районами являются северо-запад и северо-восток Беларуси, принадлежащие в первом случае – к бассейну Немана, а во втором – к бассейну Днепра и Припяти. Юг Беларуси (Полесье, бассейн Припяти) хоть и считается речным краем, но не может сравниться с многочисленностью рек и ручьев севера страны.

Первое общее представление о реках Беларуси можно составить, взглянув на карту Беларуси и обратив внимание на направление течения наших рек. Все они относятся к двум крупным бассейнам: Черного и Балтийского морей. Крупные реки Черноморского бассейна (Днепр, Припять, Сож, Березина и др.) несут свои воды к юго-восточной части Беларуси. Реки бассейна Балтики (главные из них – Неман, Вилия, Западная Березина) текут на северо-запад. Это, как говорится, господствующие направления. Малые же реки и ручьи более упрямы и, следуя всем изменениям рельефа, зачастую сложного, выбирают самые разнообразные направления.

Преобладающая равнинность территории Беларуси с небольшими уклонами, особенно в южной ее части, обуславливает спокойный характер течения рек с хорошо выраженной извилистостью, плесами, островами и прочими русловыми образованиями. Средняя скорость течения в основном не превышает 0,3 м/c. Уклоны малых невелики – 1,0-1,5 промилле (1-1,5 метра на 1 км русла реки). Многие реки на юге Беларуси заканализированы. Можно упомянуть Аресу, Ведрич, Ипу, Сведь, Вить, Ненач и множество других рек. А сеть мелиоративных каналов на заболоченных территориях вообще очень обширна. Все это – результат полномасштабной мелиорации, начатой более 40 лет назад. Для многих районов строительство мелиоративных систем оказалось бездумным и губительным мероприятием. Многие реки или их участки превратились в вялотекущие сточные канавы, заброшенные и заросшие, и говорить о богатстве их растительного и животного мира просто не приходится. В таких реках господствуют высшие водные растения: роголистник, рдесты, ряска, характерные для стоячих или медленно текущих водоемов. Содержание кислорода подвержено интенсивным колебаниям как в течение суток, так и в течение сезона. В угасающих реках увеличивается численность и скорость развития бактерий. Вода – самого неприглядного вида. Не сложно представить себе, что “достойной” рыбы в таких водотоках просто не найдешь.

Однако нельзя сказать, что рыбы в бассейне Припяти и нижнего течения Днепра немного. Сохранилась она. И еще как сохранилась. В основном благодаря незарегулированности, полноводности крупных рек, разветвленной системе пойменных водоемов и достаточно мягкому климату. Небольшие, в общем-то, притоки иногда просто изобилуют рыбой. Кто ж не приплывет летом на их свежую воду или зимой, спасаясь от заморных явлений, кстати, характерных и для такой крупной реки, как Припять. А если речка не загрязнена и на ней не так изощренно орудуют браконьеры, то сам бог велел ей быть рыбной. Вот только подводному охотнику не всегда можно приспособиться к нашим южным рекам. Видимость постоянно низкая, подавляющую часть года. Зима бы спасла, но то нередкие оттепели с таянием снегов, то дожди без снега напрочь могут превратить охоту в полную безнадежность. Тут не обойтись без знания особенностей норова каждой речки. Впрочем, это качество необходимо на всех реках. А так как количество рек, не подверженных таким явлениям, невелико, то подводная охота даже на тех реках, которые отличаются хорошей прозрачностью, сильно зависит от метеорологических условий.

Но то ли дело реки Неманского бассейна и притоки Западной Двины! Если не считать тех рек, которые также не испытали жестокого обращения со стороны человека, то сравнение идет не в пользу притоков Днепра и Припяти. Нельзя сказать, что они все без исключения пригодны для подводной охоты, многие из них на протяжении всего года могут заинтересовать, и не только заинтересовать, но и заманить подводного охотника. В чем же причина таких различий наших северных, западных и южных речек? На поверхности можно обнаружить сразу несколько причин. Во-первых, залесенность местности, ее неподверженность, как сейчас принято  говорить, антропогенному воздействию. В не столь заселенном Белорусском Поозерье (бассейн Западной Двины) леса более успешно регулируют и стабилизируют термический и уровенные режимы рек, а девственные луга препятствуют непосредственному смыву поверхностных мутных вод в русло рек. Тут ярким примером являются некоторые весьма популярные среди подводных охотников притоки Западной Двины – реки Нища, Дрысса (Россонский район Витебской области).

Вышеперечисленные причины большей прозрачности рек касаются и Неманского бассейна, но здесь играет роль еще один фактор. Часть притоков Немана и Вилии берут свое начало с возвышенностей или протекают сквозь них. Грунты рек песчаные, гравийные или сложены из тяжелых суглинков. Некоторые из них берут свое начало из достаточно крупных водотоков, обладающих изначально высокой прозрачностью своих вод. Все это определяет высокую прозрачность водотоков. Часть рек напоминает своих карельских сестер. Правый приток Вилии река Страча, притоки Немана: реки Ислочь, Гавья, Молчадь, Западная Березина (нижнее течение), Щара, Котра, Шлямица, Марыха, а до недавнего времени и Черная Ганча – вот далеко не полный перечень малых рек, на которые может обратить внимание не только рыболов любитель, но и подводный охотник. Здесь можно обнаружить и плесы, чередующиеся каменистыми перекатами, и следующие за ними глубокие песчаные ямы, и закоряженные омутки.

Основным фактором, определяющим различия, особенности и условия подводной охоты на малых реках, является крайне нестабильная и зачастую низкая прозрачность воды. Но начнем с азов.

По сравнению с воздухом, вода менее прозрачна, и падающий на нее свет быстро поглощается и рассеивается. В естественных водах коэффициенты поглощения, рассеивания света очень высоки для лучей различной длины волны. Очень быстро в воде исчезают инфракрасные лучи, затем красные и оранжевые. Наиболее далеко проходят зеленые и особенно синие лучи. Это касается в основном глубоких и чистых вод. В озерах и водохранилищах с прозрачностью воды 1-2 метра на глубину 1 метр проникает не более 5-10% светового потока. Что же происходит в малых реках? Какие факторы влияют на прозрачность воды? Такие эффекты, как опалесценция, цветность воды, в естественных условиях не столь сильно влияют на успех подводной охоты на относительно небольших глубинах малых рек. Здесь основную роль играет мутность воды как результат содержания в ней различных веществ: глины, мелкозернистого песка, ила, микроорганизмов, частиц торфа. Иначе говоря, взвеси. С увеличением ее содержания в воде резко возрастает рассеивание длинноволновых лучей света, и цвет воды приобретает коричневые оттенки. Вот почему так резко отличаются по прозрачности иногда даже близко расположенные реки. Но если бы на этом все заканчивалось! Мутность воды может не только расстроить планы подводной охоты в малых реках, это самым негативным образом сказывается и на самой рыбе. А причину стоит искать прямо на поверхности.

Промышленное и гражданское строительство, проводка транспортных магистралей, вырубка лесов, осушение болот, чрезмерная распашка территории водосбора, часто затрагивающая поймы и водоохранные зоны рек Беларуси, гидротехническое и гидромелиоративное строительство приводят к значительному изменению в процессах, происходящих в малых реках. Заиление грунтов, более интенсивное зарастание русел, увеличение мутности воды ведут к изменению термического и уровенного режимов рек. И это происходит в последние годы буквально на наших глазах.

Наукой уже давно доказано, что увеличение мутности воды играет большую роль в жизнедеятельности рыб. Многие виды из нашей фауны способны выдерживать большую мутность, но не продолжительное время. При постоянном нахождении в неестественно мутных водах происходят изменения в способах и эффективности питания рыб, ограничивается их зрение. При интенсивном заиливании грунта рыбы лишаются присущей им кормовой базы – раз личных видов донных насекомых и их личинок, которые погибают от недостатка кислорода. Ухудшение условий нагула снижает темп роста рыбы, она просто мельчает. Кроме того, содержащаяся в воде взвесь, попадая в жаберный аппарат рыб, затрудняет их дыхание. Повреждается эпителий жабр и ухудшается обеспечение рыб кислородом. Заиливание грунтов лишает возможности нереста некоторых речных рыб. Дефицит кислорода, образующийся в результате засорения нерестового субстрата, негативно влияет и на эмбриональное и личиночное развитие рыб. Популяция в целом теряет свою устойчивость. Вот к чему приводит, казалось бы, безобидная мутность. А потом спрашивают, куда рыбка подевалась.

Хорошо, скажем мы, реки есть, а есть ли в них вообще после всего этого рыба. Настало время поговорить и о ней, и скажем сразу, что рыба есть, да еще какая! Но насколько разные у нас малые реки, настолько и разная обитает в них рыба. И по видам, и по своим размерам. Малые реки Беларуси являются местами обитания 30 видов рыб, из них 7 видов включены в Красную книгу Республики Беларусь. Это форель и хариус, встречающиеся преимущественно в небольших холодноводных реках бассейна Немана; подуст, усач и рыбец (сырть), населяющие воды крупных рек и изредка появляющиеся в малых реках. Также это кумжа и атлантический лосось (семга) – крайне редкие виды, использующие некоторые малые реки и ручьи-притоки реки Вилия в качестве мест своего нереста.

Остальные 20 видов являются вполне обычными для малых рек, только из них кто-то выбирает места поглубже и потише, а кто-то помельче и побыстрее. Ихтиологи давно установили, что количество видов рыб, как правило, возрастает по течению реки (от верховьев к низовьям), а в целом количество видов тем больше, чем больше водность реки. Это вполне естественно: большая ширина, глубина, площадь русла, объем воды многие другие параметры определяют то, что большее количество видов рыб могут найти наиболее подходящие для себя условия обитания. В больших и малых реках с большим разнообразием мест обитания встречаются как чисто речные, так и озерно-речные виды.

Малые реки Беларуси, как и в других регионах, отличаются по видам обитающих в них рыб, и их можно разделить на несколько основных категорий. Первая категория – тепловодные и холодноводные реки. Здесь все достаточно понятно. Не встретишь в холодноводной реке линя или сазана, а форель или хариуса в тепловодном потоке. Вторая категория

– реки, отличающиеся различной водностью. Вот здесь с разнообразием рыб может оказаться достаточно сложно. Малые реки и ручьи Беларуси по обитающим в них видам рыб и водности можно разделить на несколько категорий.

1. Ручьи и притоки малых рек. Основу их ихтиофауны составляют уклейка, гольян, подкаменщик, трех и двухиглые колюшки, голец, елец. В холодноводных потоках встречается форель, хариус. В некоторой степени присутствуют плотва, окунь и ряд других видов. Все они, впрочем, не достигают тех размеров, которые могли бы заинтересовать и обычного рыболова, и, тем более, подводного охотника. Хотя есть одно “но”. Прежде всего это касается щуки, язя, голавля и даже сома. Иногда небольшие реки, берущие свое начало из озер или втекающие в них, а также протоки между озерами и глубокие речки с шириной меньшей, чем их глубина, могут просто оказаться неожиданным сюрпризом для подводного охотника. Среди трофеев подводников Беларуси на таких реках числятся рыбы весом до 25 кг. И кто эту верхнюю планку мог поднять? Конечно, только сом. Так что дерзать никогда не поздно. Самые малые реки хоть и малые, но иногда приносят большие сюрпризы. А сюрпризы состоят в том, что в этих реках наблюдаются сезонные миграции рыбы из более крупных рек. И там, где, казалось бы, кроме уклейки, гольяна, быстрянки и густеры ничего и быть не может, вдруг появляются крупный голавль, язь. Летом стайкой по несколько пар может из больших рек заходить лещ.

2. По своему богатству речной ихтиофауны отдельной строкой выделяются низовья малых рек, места впадения в крупные реки. Здесь можно встретить небольшое количество рыб, характерных как для малых, так и для крупных водотоков. Характерными рыбами для этих участков рек, конечно, при условии их естественного, не нарушенного состояния, являются елец, язь, голавль, крупная плотва, окунь, щука. И что самое интересное, эти места часто посещают жерех, сазан, судак, лещ – рыбы, которые в силу своей биологии предпочитают водотоки достаточно большой водности. Но, как мы уже говорили, кто же не приплывет летом на свежую воду ручьев и чистых рек.

3. К третьей группе можно отнести средние течения большинства малых рек. Разнообразие их рыбного населения может достигать 25-27 видов рыб. В основном встречается 10-15 видов. И тут уж зависит от каждой реки. В одной встречаются только мелкие уклейка, колючки, гольян, быстрянка, плотва и прочие похожие на них по размерам виды. Другие реки могут порадовать более крупными трофеями, и прежде всего те, на которых образованы водохранилища. На малых реках крупных водохранилищ не найдешь, но можно найти желанные трофеи. Многие из водохранилищ Беларуси зарыблялись и продолжают зарыбляться карпом (сазаном), серебряным карасем, щукой, судаком. Из аборигенов в водохранилищах можно встретить крупного жереха, например, на реке Нища, что в Россонском районе Витебской области. Тут встречаются прямо великаны, а не просто жерехи. Обильная кормовая база водохранилища, где он нагуливается, и нерестовые места на не загрязненной человеком реке очень содействуют его хорошему росту. Что же еще нужно такой уважаемой рыбе? Только осторожности, а уж этого ему не занимать!

Вот мы и подошли логически от малых рек к водохранилищам. Это уже не река и не озеро в чистом виде, это водохранилище! С его положительными и отрицательными сторонами как для рыбы, так и для природы в целом стоит познакомиться более детально. Но это будет уже другой разговор.

Удачной охоты на малых, но таких “больших” реках Беларуси!