Главная Статьи Горбушкины хроники

Горбушкины хроники

 

Горбушкины хроники Горбушкины хроники Горбушкины хроники

Спрятаться было негде, я попалась. Холодная сталь гарпуна хищно поблескивала на солнце, и наконечник его смотрел прямо в мой бок. Указательный палец стрелка замер в последнем движении. Конец... Я закрыла глаза...

Что-то  неладное я почувствовала еще в воскресение, 19 июля, что-то незримое и устрашающее повисло над моим безмятежным существованием. Я не знала тогда, что в это время самолет из далекой и неведомой Москвы поднял в воздух целую группу подводных охотников, среди которых был и он – мой Преследователь. Они прилетели на Сахалин за мной и моим народом, за Горбушей.

Горбушкины хроники

День прилета прошел сумбурно: получение багажа в аэропорту, небольшая экскурсия по Южно-Сахалинску с посещением краеведческого музея, где есть огромное чучело медведя (255 см длина и вес более 400 кг), часовой переезд на базу Клуба любителей подводного плавания «Сахалин-дайвинг», что расположена на самом берегу залива Анива в 5 километрах от г. Корсаков. Ну, а вечером принимающей стороной в лице Владимира Бардина была организована баня и «рюмка» чая с местными деликатесами.

В понедельник я уже успела позабыть о своих вчерашних страхах, пока не увидела в воде странных двуногих «нерп» с какими-то непонятными палками в руках. Нерпы всегда были нашими злейшими врагами и постоянно сопровождали наш косяк, иногда хватая зазевавшегося сородича. От нерп мы обычно прячемся в прибрежной траве, где малая глубина и большие камни дают нам много укрытий. Но эти существа не были похожи на нерп! Сразу всем косяком мы подплыли посмотреть на пришельцев. Один из них повернул свою палку в нашу сторону, мелькнул металлический сполох, и один их моих 156-ти братьев с перебитым позвоночником стал медленно опускаться на дно. Сволочи, они убили Кенни!!!

Горбушкины хроникиВсе бросились врассыпную, прячась за камни и листья ламинарии. Так в первый раз мы узнали о племени Подводных Охотников, а я впервые увидела его – мой Кошмар. Пока он разбирался с подбитой рыбой, пристраивая ее на кукан, я, прикрываясь зарослями подводного «винограда», подплыла поближе, чтобы внимательнее рассмотреть своего врага.

То, что это не морское животное, было понятно сразу, т. к. дышал он воздухом через резиновую трубочку, прикрепленную к маске. Из чего я сделала вывод, что ни его легкие, ни его глаза не приспособлены для долгого нахождения в морской воде. Это давало мне небольшой шанс. На каждом предмете его экипировки были видны неяркие надписи: на силиконовой трубке – O.ME.R.; на маске и нейлоновом поясе – Cressi; на 5-мм перчатках с кевларовым слоем – Батиаль; 7-мм гидрокостюм, ласты и 90-см арбалет носили логотип Beuchat, а 5-мм носки камуфляжного цвета – Сарган. На поясе висел кукан системы Виноградова. Вот с таким арсеналом Он и приехал за мной. Кроме Кенни, его добычей в тот день стали две дальневосточные красноперки, которых также называют «угай». Его товарищи из Челябинска, заправив баллоны и погрузившись  в лодки, отправились на поиски гребешка. Судя же по запаху, разносившемуся  по округе базы вечером, и гребешок, и уха, и жареная камбала были на столе Охотников.

В ночь на вторник наш косяк ушел подальше от злополучной базы. Но Охотники тоже решили сменить дислокацию. Мы опять встретились на мысе Мраморный. Казалось, что долгая дорога на машине, сборка лодки и снаряжения, водный переход к тем местам, куда уже не могла подъехать машине, должны вымотать Охотников, но нет...

Он был в отличной форме. И хотя, поныряв более двух часов, Он не взял ни одной рыбки, зато сумел за это время снять около 50 подводных фотографий. Его моделями были морские звезды, крабы, сонный осьминог и различная рыбья мелочь, в большом количестве сновавшая в траве в поисках пищи. И Он все- таки нашел наше убежище...

Мы спрятались под самым берегом на глубине 50 см – там, где в море впадает небольшой ручеек с сопки, создавая в воде смесь соленой и пресной воды, которая очень сильно размывает предметы, делая их практически неразличимыми. Но Он был опытным Охотником, даже его изрядно потрепанный гидрокостюм старой модели с заклеенными дырами и изрядно усохший за 8 лет говорил о том, что против нас выступает Профессионал. Я быстро ретировалась и, сделав большой круг, плыла сзади Охотника, пытаясь понять его тактику. Он был очень хитер. Он практически не работал ластами. Медленно вытягивая левую руку и хватаясь за большие камни, Он продвигал свое тело вперед и даже еще немного проходил под водой по инерции. Трубка, торчавшая из воды, не издавала ни звука. Его правая рука с вытянутым арбалетом медленно обшаривала горизонт  в поисках жертвы. Нужно сказать, что вместе с нами в воде находилось несколько тысяч красноперок от 50 г до 1 кг, и Горбуши, прикрываясь ими, как щитом, ходили в 3–4 метрах от Охотника. Но даже такая маскировка не спасла четырех Горбуш от кукана Виноградова. Компанию им также составили 5 больших красноперок. Друзья Охотника тоже не остались без добычи и к своим трофеям добавили еще и двух зубаток килограммов по 5–6.  А дайверы опять набрали гребешка и моллюска.

Горбушкины хроники  Горбушкины хроники  Горбушкины хроники 

В среду я видела своего Охотника на озере Буссе, которое, соединяясь с морем небольшим проливом, является огромной природной фабрикой морепродуктов. На Буссе существует, наверное, самая большая в мире устричная банка, причем расположена она на глубине от 0,5 до 2 метров. Сегодня целью Охотников были камбала и различные ракушки для приготовления какого-то экзотического японского супа Набэ, которым хотел угостить гостей Владимир Бардин. Ракушки для супа нужно было выкапывать из прибрежного песка и ила с глубины 20–30 см, причем разный берег озера являлся прибежищем разных ракушек. Я подплыла поближе и узнала рецепт приготовления этого уникального супа, когда Владимир делился им с товарищами. Вот он: НАБЭ

В кастрюлю нужно налить воды и поставить на огонь. Постепенно добавляют следующие ингредиенты:

• мясо королевского камчатского  краба;

• куски       гигантского       дальневосточного осьминога;

• мясо краба волосатого;

• мясо ракушек  двустворчатых (рудитапес, сердцевидка, каллиста короткосифонная, спизула,  нутталия);

• трепанг;

• кукумария  – голожаберный моллюск;

• асария;

• колизелла  – брюхоногий моллюск;

• гребешок Свифта;

• гребешок Приморский;

• мантия и гонада гребешка  Приморского;

• перонидия ильная;

• криптонатика – брюхоногий моллюск;

• нептунея луковичная;

• букцинум Миддендорфа;

• палтус белокорый;

• камбала;

• чилим – шримпс травяной;

• ламинария;

• соль, специи по вкусу...

Под конец списка меня стошнило... Люди, как ЭТО можно есть?

Вечером этого дня Охотники после бани ели устриц с шампанским, уху с водочкой и пили чай на свежем воздухе.

Первая половина дня четверга была посвящена пресноводной рыбалке на малых реках Сахалина. Нужно было проехать около 30 километров от базы, причем две трети этого пути по глухой лесной дороге, густо заросшей ольхой, березой, лиственницей и огромными лопухами. Часто дорогу пересекали ручейки и мелкие речки. Только полноприводные Делики могли осилить эту дорогу без потерь. Охотникам была поставлена задача: наловить 20–30 мальм размером сантиметров по 10–12. Снасть для этого применялась самая примитивная: двухметровая телескопическая  удочка, очень толстая плетеная леска, 3–5-граммовый овальный поплавок, одно небольшое грузило и острый крупный крючок. Место ловли представляло собой небольшой лесной ручеек 2–3 метра шириной, который почти везде можно перейти вброд. Главная задача рыболова – издали, заметив небольшую ямку или завальчик, незаметно подкрасться и точно забросить свою снасть. Наживкой служит червь, которого достают тут же, вырвав любой куст лопухов. Поклевка обычно следует незамедлительно. Главную опасность подобной рыбалки представляют медведи, часто выходящие на берега таких речушек чем-нибудь поживиться.

В четверг после обеда, состоявшего из супа Набэ и жареной мальмы, Охотники выдвинулись на мыс Птичий, что на Восточном берегу. После трехчасовой поездки было выбрано место на берегу Тихого океана, поставлены палатки и оборудован лагерь.

А в пятницу я снова увидела Его. Он плыл не спеша вдоль береговой линии, сразу после впадения в океан небольшой протоки, соединяющей небольшое пресное озеро с океаном. Сегодня охота у Него не ладилась... Сначала несколько досадных промахов по крупной красноперке и паре Горбуш, потом на Него вышла килограммовая кунджа. Выстрел был точен, но тайменевский белый линь, который уже пару дней намекал на необходимость замены парой малозаметных ниточек, натянувшись, лопнул. И гарпун, прошив рыбу насквозь и протащив через нее два метра линя, плавно опустился на дно. Кунджа была безвозвратно потеряна...

Я подумала, что выход из строя арбалета заставит Его прекратить охоту. Но, выйдя на берег, Он через 30 секунд  вернулся  с  другим  своим  оружием  – 60-см арбалетом «Тигулио». А Он очень упорный и не привык выходить из воды без добычи. Продолжилось барражирование вдоль берега.

Неосторожный терпуг выглянул посмотреть: «Кто это вторгся в его владения и хозяйничает здесь, пугая рыбок вспышкой фотоаппарата?» Он не знал, что, кроме фотоаппарата, Охотник сжимал в руке заряженный арбалет. Терпуг, наверное, так и не успел осознать своей ошибки, т. к. в тот же миг гарпун прошил его огромную голову насквозь, и безжизненное трехкилограммовое тело повисло на лине. Охотник начинал вызывать у меня чувство уважения за свое упорство и мастерство.

Вечером этого дня я видела Охотника на берегу океана сидящим в кресле с текилой в одной руке и королевским крабом в другой. Он оживленно рассказывал друзьям об охоте в далеких северных морях.

После двух ночевок на берегу океана компания тронулась в обратный путь. По дороге они заехали на рыбацкий стан. Рыбаки показали им свои снасти и очень оригинальную лодку, с которой они ловят Горбушу. Лодка эта сделана из хвойных пород дерева со щелями по бортам и называется «Щелевик». Пустые бочки, зашитые в корме и на носу, удерживают лодку на плаву, а вода, свободно проходящая сквозь лодку, позволяет довольно долго сохранять живой всю выловленную рыбу. После фотосессии у водопада вся компания вернулась на базу.

В воскресенье после обеда произошла наша роковая встреча. Наш косяк тоже вернулся в район базы. Инстинкт – его не обманешь, все мы, Горбуши, должны вернуться в родные реки, из которых мальками мы вышли в море. Еще утром нерпы загнали нас в прибрежные  заросли  травы  и  ламинарий,  и  мы отсиживались там, прячась от наших врагов. Но чувство голода иногда брало верх, и кто-то  из нас, выскочив из спасительного убежища, хватал зазевавшуюся букашку и снова прятался в укромную тень.

В какой-то момент очень аппетитная козявка заставила и меня, позабыв про осторожность, покинуть свое укрытие. И тут я поняла... Спрятаться было негде, я попалась. Холодная сталь гарпуна хищно поблескивала на солнце, и наконечник его смотрел прямо в мой бок. Указательный палец стрелка замер в последнем движении. Конец. Я закрыла глаза...

Как же долго тянется время, выстрела все не было... Я открыла глаза. Гарпун по-прежнему смотрел на меня, но что-то  неуловимо изменилось. Взгляд Охотника... Это был взгляд не бездушного сурового Истребителя Горбуши, а это был взгляд абсолютно довольного жизнью человека, наконец-то  осуществившего свою далекую мечту. А мечтал Он побывать на Сахалине, понырять в чудесных водах Охотского моря и полюбоваться его прелестями и тайнами.

Он отвел ружье в сторону и улыбнулся, а сквозь маску отчетливо донеслось: «Ну, Горбушка, подрастай, и до встречи! Удачи тебе!!!»

В понедельник самолет унес Его в Москву... Что ж, Охотник, ты многому научил меня. И свои знания я обязательно постараюсь передать всем Горбушам. Попробуй тогда взять хотя бы одну из нас!

P.S. Рассуждения Горбуши о людях вообще и об Охотнике в частности – это только ее собственное мнение. Я к этому не имею никакого отношения.