До сих пор русских богатырей называют медведями, подчеркивая их добродушие и силу. Однако злить и дразнить косолапого увальня не стоит. Любитель сладкого мёда и малины очень силен и на расправу скор. Его кажущаяся неповоротливость в минуты опасности сменяется удивительной ловкостью, подвижностью и свирепостью.
Древние русичи считали обитателя берлог земным воплощением бога Велеса, заботящегося о сохранности лесных богатств, а медвежью охоту – сакральным действом, единоборством с Богом. Зимняя спячка медведя в берлоге и весеннее пробуждение ассоциировалось с ежегодным возрождением природы, плодородием. В качестве оберега и чудодейственного талисмана использовались когтистые лапы зверя, клыки и шкура. Кстати, вход в берлогу представлялся древним жителям Руси тем самым «краем света», границей мира живых и тайным путем в потусторонний мир «Нави», в царство мертвых.
Многочисленные имена медведя
В далекой древности к имени медведя относились с особым уважением. Произносить название тотемного животного всуе было непозволительно. Предположительно настоящее имя «бер» сохранилось в названии медвежьего логова, БЕРлоги. Для повседневного использования применяли слова-замещения.
- Медведь или ведмедь – то есть тот, кто знает все о мёде.
- Лесной царь.
- Михайло Потапыч, Михаил, Мишка.
- Черный зверь.
- Хозяин или генерал.
- Косматый.
- Косолапый.
Искренняя вера наших предков в священную связь с тотемом никуда не исчезла. В сказках и песнях воспевается сила медведя, в рисунках старинных вышивок и резных наличников угадывается символическое изображение зверя. А главное, до нынешних дней сохранилась страсть к охоте на мощного и опасного животного. Победить хозяина леса в единоборстве может только очень сильный и смелый охотник, равный медведю по могуществу и отваге.