В давние времена охота на медведя совершалась как ритуальное действо, обеспечивающее удачу на охоте. До наших времен отголоски древних верований сохранились в обрядовых песнях и сказках.
- Охота на лесного хозяина с рогатиной. На настоящее единоборство со зверем сейчас решаться немногие. Историческая рогатина представляет собой собственно рогатину на длинном и прочном древке. Удерживающие зверя «рога» иногда обивают металлом. Потом рогатину заменил длинный кол, обитый металлом или оснащенный крепким ножом на острие. В любом случае название «рогатина» сохраняется как наименование древнего оружия медвежьей охоты. Выходящий на схватку с медведем охотник должен был почти голыми руками справиться со свирепым зверем, сойдясь с ним врукопашную.
- Охотничьи ловушки. Древние ловушки на зверя демонстрируют почти инженерное мышление наших предков и тонкое знание поведения медведя. Ловушка «щемица» сооружалась из четырех бревен и длинной жерди. Сооружение крепко зажимало, щемило лапу животного, так что оно не могло освободиться самостоятельно.
- Алкоголь как способ наказания лесного разбойника. Медведи, губящие урожай овса, воспринимались как разбойники. Охота на овсах представлялась не мужественной забавой, а справедливым возмездием обидчику. Еще более жестко относились люди к медведям, покусившимся на домашний скот. Медведь-стервятник, задравший двух и более коров, наказывался изощренным способом с применением алкоголя. Рядом с тушей коровы вкапывали в землю ведро с водкой. Наевшись мяса, медведь пил водку и крепко засыпал. Отважные смельчаки пользовались пьяным беспамятством зверя. Они надевали на него сыромятный ремень с колокольчиками. Проснувшийся медведь не мог избавиться от звонкого ошейника. Тревожащие звуки лишали его покоя, поэтому через 5-6 дней зверь полностью обессиливал и погибал.
Могучего и свирепого обитателя леса уважали и ценили за ловкость, силу, мощь. Однако люди не боялись вступать с ним в сражение, проявляя не только беспримерную отвагу, но и человеческую смекалку.